Каждый год работы по Закону № 44-ФЗ по-своему уникален. Правовой «ландшафт» контрактной системы непрерывно изменяется: совершенствуется основополагающий закон, на смену одним нормативным правовым актам приходят новые. Все это время журнал ПРОГОСЗАКАЗ.РФ вместе с вами остается на гребне волны, освещая самые сложные и актуальные вопросы применения законодательства о контрактной системе. Ниже — наш рейтинг за 2023 г.
1.Оценка заявок на участие в конкурсе
Безусловно, электронный конкурс — самый сложный в подготовке способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Победителем данной процедуры признается не тот, кто предложил наименьшую цену, а тот, чье предложение об условиях исполнения контракта было признано наилучшим по совокупности критериев оценки. Оценка заявок по критериям «цена контракта» и «расходы» — достаточно рутинный процесс, комиссии заказчика нужно просто произвести арифметические вычисления по строго определенным формулам. В отличие от этого, оценка заявок по критериям «характеристики объекта закупки» и «квалификация участника закупки» подчас требует от заказчика подлинного творчества: нужно установить систему показателей, которые будут использоваться для оценки заявок по этим критериям, а в некоторых случаях еще и детализировать эти показатели.
Руководитель информационного отдела электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Гасан Хидиров в 2023 г. посвятил оценке заявок на участие в электронном конкурсе целый ряд публикаций, с которыми мы рекомендуем познакомиться всем, кто проводит закупки электронным конкурсом:
- Хидиров Г. А. Порядок оценки заявок и расчета баллов, начисляемых поступившим заявкам: опыт автоматизации подготовки и анализ произошедших изменений // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 2.
- Хидиров Г. А. Об оценке конкурсных заявок по показателю «наличие у участников закупки финансовых ресурсов» // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 6.
- Хидиров Г. А. Об оценке конкурсных заявок по показателю «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 7.
- Хидиров Г. А. Об оценке конкурсных заявок по показателю «наличие у участников закупки деловой репутации» // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 9.
2.Рассмотрение заявок участников закупок и обоснование решений об их отклонении
Каждая заявка на участие в электронной процедуре состоит из двух основных блоков — предложения участника в отношении объекта закупки и информации о самом участнике. В рамках каждого блока комиссия заказчика должна проанализировать целый ряд документов и сведений, и у каждого из них есть своя специфика, которую необходимо принимать во внимание. Именно к вопросам рассмотрения заявок на участие в закупках эксперты журнала ПРОГОСЗАКАЗ.РФ обращались в 2023 г. чаще всего:
- Гурин О. Ю. Требование об отсутствии у участников закупок ограничений, предусмотренных п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 5.
- Александров Г. А. Применение ГРМИ для выявления недостоверных сведений при закупках медицинских изделий // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 6.
- Гурин О. Ю. Требование об отсутствии конфликта интересов между должностными лицами заказчика и участниками закупок // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 8.
- Гурин О. Ю. Решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки в составе заявки участника закупки // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 9.
- Гурин О. Ю. Ответственность членов комиссии по осуществлению закупок за принимаемые решения // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 6.
- Гурин О. Ю. Отклонение заявки в связи с ненадлежащим указанием наименования страны происхождения товара // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 4.
- Раев К. В., Гурин О. Ю. Об отклонении заявок в связи с непредставлением участником реквизитов счета // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 2.
3.Составление технического задания и инструкции по заполнению заявок
В закупках четко действует принцип «что в техзадании напишешь, то на приемке и увидишь». С описанием объекта закупки тесно связан еще один документ — инструкция по заполнению заявки на участие в закупке. Именно здесь заказчик должен определить, как именно участникам закупки следует формулировать свои предложения буквально по каждой строчке технического задания. Не пропустите наши публикации, посвященные искусству описания объекта закупки и составления инструкции по заполнению заявки:
- Александров Г. А. О составлении инструкции по заполнению заявки // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 1.
- Александров Г. А. Подготовка технического задания на поставку дезинфицирующих средств // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 4.
- Канторович А. А. О требованиях к классу энергетической эффективности многоквартирного дома, в котором располагается приобретаемое жилое помещение // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 4.
4.Дополнительные требования к участникам закупок
В приложении к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее — ПП РФ № 2571) определены случаи, когда к участникам закупок предъявляются дополнительные требования. Безусловно, самое трудное в их применении — это соотнести объект закупки с конкретной позицией приложения к ПП РФ № 2571. Например, является ли строительство металлического забора «строительством некапитального сооружения» (поз. 9), а работы по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации или системы видеонаблюдения — «работами по техническому обслуживанию зданий» (поз. 14)? Вот где вопрос вопросов! Казалось бы, когда эта проблема решена, остается лишь скопировать из нужной ячейки приложения к ПП РФ № 2571 требования к участникам закупки и вставить их в извещение. На самом деле это еще не все: нужно грамотно переписать в извещение о закупке положения общей части ПП РФ № 2571, применимые к конкретному случаю. Обо всем этом вы узнаете из публикаций экспертов журнала ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, посвященных применению ПП РФ № 2571:
- Раев К. В., Гурин О. Ю. Об учете общих положений постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 при установлении дополнительных требований // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 3.
- Кравцов А. Д. Обзор некоторых правовых позиций судебных инстанций по делам, связанным с применением постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 2.
5.Подготовка возражений на жалобы участников закупок
Вряд ли кто-то из специалистов в сфере закупок обрадуется, узнав, что на проводимую им закупку поступила жалоба. Действительно, участие во внеплановых проверках — стрессовая ситуация для большинства закупщиков. С другой стороны, подготовка возражения на жалобу позволяет отточить навыки построения аргументации и поиска информации, что имеет большое значение и в повседневной работе. И пусть не всегда, но все же довольно часто решение контрольного органа зависит от приведенных заказчиком доводов. Эксперт учебного центра ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Григорий Александров подготовил в 2023 г. ряд публикаций, знакомство с которыми способно существенно увеличить ваши шансы на успешное отстаивание своих интересов в антимонопольном органе:
- Александров Г. А. Письма ФАС России как доказательства при рассмотрении жалоб // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 7.
- Александров Г. А. Стратегии и тактики доказывания при рассмотрении жалоб в антимонопольном органе // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 8.
6.Закупки с неопределенным объемом
В отдельных случаях заказчик в силу объективных причин не знать может на дату публикации извещения о закупке, какое количество товара (объем работ, услуг) ему в итоге понадобится: это станет понятно только в процессе исполнения контракта. Для таких случаев ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ предусмотрено осуществление закупок с неопределенным объемом, когда в извещении о закупке устанавливается начальная цена единицы услуги и максимальное значение цены контракта. О том, какие сложности возникают при осуществлении таких закупок и как с ними справляться, вы узнаете из статьи Гасана Хидирова «Практика осуществления закупок с неопределенным объемом» (ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 5).
7.Односторонний отказ от исполнения контракта
Одна из самых конфликтных процедур, в которых заказчикам доводится принимать участие, — это односторонний отказ стороны контракта от его исполнения. В статье «Односторонний отказ от исполнения контракта и ведение претензионной переписки» (ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 2) Дмитрий Блинцов проводит сравнительный анализ различных оснований для одностороннего отказа стороны контракта (как заказчика, так и поставщика) от его исполнения, а также юридически значимых действий, подлежащих выполнению инициатором одностороннего отказа. Приведенный в статье обзор новейшей правоприменительной практики будет полезен всем, кто оказался вовлечен в эту непростую процедуру.
8.Закупки с полки
С 9 мая 2023 г. доступный заказчикам объема «закупок с полки» больше не привязан к лимитам на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п. 4–5.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ также были внесены изменения, согласно которым годовой объем закупок, осуществляемых в порядке, установленном данной нормой, не должен превышать 100 млн руб., а сумма, на которую можно осуществить закупку, не должна превышать 5 млн руб. Всем, кто в этой связи заинтересовался «закупками с полки» как способом определения поставщика, рекомендуем ознакомиться со статьей Елены Чернюк и Олега Гурина «Обзор затруднений, возникающих у заказчиков при осуществлении „закупок с полки“» (ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 6).
9.Приемка результатов исполнения контракта
Приемка результатов исполнения контракта, т. е. поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг — пожалуй, самая ответственная стадия жизненного цикла закупки. И дело не только в электронном актировании, которое на деле оказалось не таким уж сложным, как поначалу представлялось многим заказчикам. Хуже, когда приходится стакиваться с не вполне добросовестными исполнителями, качество работы которых вызывает множество нареканий. О том, что делать в этом случае, мы также рассказывали на страницах нашего журнала:
- Гурин О. Ю. Экспертиза услуг общественного питания собственными силами заказчика // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 7.
- Васильева Н. С. Дата документа о приемке: очевидное и невероятное // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 2.
10.Применение актов импортозамещения
С 1 января 2023 г. вступили в силу важнейшие изменения в постановлении Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, устанавливающем запрет на допуск иностранного программного обеспечения к участию в закупках. А именно, появился порядок подтверждения российского или евразийского происхождения программного обеспечения, предлагаемого к поставке участниками закупок. Они должны указывать номера реестровых записей соответствующих программ в реестре российского/евразийского программного обеспечения. О трудностях, с которыми сталкиваются заказчики и участники закупок при применении обновленных правил, читайте в статье главного редактора журнала ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Олега Гурина «Запрет на закупку иностранного программного обеспечения: подтверждение соответствия» (ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2023. № 9).