• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 28 сентября 2023
    РНП в квадрате

    Все чаще при осуществлении закупок можно встретить требования об отсутствии участников закупки в РНП как по общей, так и по специальной норме. В структурированной печатной форме извещения в разделе «Преимущества, требования к участникам» указываются:

    • требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ;

    • требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи с отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и/или мер ограничительного характера.

    О правомерности одновременного установления этих требований и пойдет речь в данной статье.

    Необходимо напомнить, что в рамках ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлена общая норма, в силу которой заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом № 44-ФЗ РНП информации об участнике закупки, в т. ч. о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, если Правительством РФ не установлено иное.

    При этом в подп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 (далее — ПП РФ № 2571) содержится специальная норма: в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом № 44-ФЗ РНП информации об участнике закупки, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и/или введения иностранными государствами, государственными объединениями и/или союзами и/или государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и/или союзов мер ограничительного характера.

    Регулятор контрактной системы в своих письмах сообщил, что требование, предусмотренное подп. «б» п. 1 ПП РФ № 2571, с 1 июля 2022 г. устанавливается заказчиком в извещении о закупке при осуществлении любых закупок любых товаров, работ, услуг (не только при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, содержащихся в приложении к ПП РФ № 2571) в том случае, если заказчиком не реализовано право установить в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ требование об отсутствии информации об участниках закупки в РНП, включенной в РНП по любым основаниям [а не только в связи с отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и/или мер ограничительного характера].

    Вместе с тем административная практика не так однозначна.

    Позиция о неправомерности установления требований

    Пример 1

    При проведении электронного аукциона поступила жалоба на то, что в извещении о закупке заказчиком неправомерно установлено одновременно два требования об отсутствии в РНП информации об участниках закупки, по общей и специальной нормам.

    По мнению заказчика, установление данных требований не противоречит законодательству о контрактной системе.

    Правовая позиция УФАС: действия заказчика, установившего в извещении требование к участникам закупки об отсутствии информации об участнике закупки в РНП в соответствии с ПП РФ № 2571 и в соответствии с положением ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, нарушают ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

    Позиция о правомерности установления требований

    Пример 1

    Поступила жалоба на одновременное установление требований об отсутствии участника закупки (и иных связанных с ним лиц) в РНП по ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ и по подп. «б» п. 1 ПП РФ № 2571.

    Правовая позиция УФАС: законодательством о контрактной системе запрет на установление заказчиком требований к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ и подп. «б» п. 1 ПП РФ № 2571 не установлен. С учетом изложенного, установление в извещении о закупке одновременно требования по общей и специальной норме не противоречит законодательству о контрактной системе и указывает на необоснованность довода жалобы. Эти требования не являются взаимоисключающими.

    ПП РФ № 2571 обязывает устанавливать определенные конкретные ограничения, которые не установлены в более общем требовании, в то же время оно не запрещает и не лишает заказчика права дополнительно обратить внимание участников закупки на важность данного ограничения. Более того, это не несет для участников никаких дополнительных ограничений и не обязывает их к совершению каких-либо действий, а значит, не влияет на конкурентоспособность участников при проведение электронного аукциона.

    Пример 2

    Правовая позиция УФАС: требование об отсутствии информации об участниках закупки в РНП, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, является более широким и включает в себя требование, предусмотренное подп. «б» п. 1 ПП РФ № 2571.

    При установлении требования, предусмотренного общей нормой, предъявление требования, содержащегося в специальной норме, является нецелесообразным и не предусмотрено Законом № 44-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами. Однако излишнее описание требований к участникам закупки, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, не может являться нарушением запрета на предъявление к участникам закупок незаконных требований, содержащегося в ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Права и законные интересы потенциальных участников закупки таким излишним описанием не нарушаются, следовательно, довод жалобы об обратном не находит своего подтверждения и является необоснованным.

    Таким образом, прежде чем устанавливать в извещении о закупке требования, предусмотренные как ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, так и подп. «б» п. 1 ПП РФ № 2571, заказчикам следует понимать (знать) позицию своего контрольного органа и помнить разъяснения Минфина России по данному вопросу (специальная норма применяется только в том случае, если не была применена общая).

    Установление одной общей нормы позволит избежать проблемных ситуаций (поступления жалоб, срыва сроков осуществления закупки), ибо она более широкая (общая) и включает в себя все основания, которые послужили причиной попадания участника в РНП. Воспользуйтесь своим правом. В противном случае (если правом не воспользовались и не установили общую норму) возникает обязанность установления специальной нормы, за нарушение которой наступают неблагоприятные последствия. Не нужно это игнорировать!

    Автор статьи: 

    Дмитрий Блинцов