Союз закупщиков России планирует собрать и направить в Федеральную антимонопольную службу предложения госкомпаний по смягчению норм об ограничении распространения информации о закупках госкомпаний, находящихся под санкциями.
"В течение недели консолидируем предложения, поступившие от госкомпаний и направим на рассмотрение ФАС России", - сказал гендиректор Союза Павел Тихомиров на встрече с представителями крупнейших госкомпаний, организованной аналитическим центром "Интерфакс-ProЗакупки".
Пока Союз определил пять основных вариантов соответствующих предложений. По одному из них предлагается разрешить подсанкционным госкомпаниям в своих положениях о закупках устанавливать перечень случаев, когда компании могут раскрывать информацию о своих закупках. Другое предложение диаметрально противоположное - госкомпании должны сформировать и прописать в положениях о закупках перечни "закрытых" закупок (информация о них публично не раскрывается).
Еще одно предложение предусматривает, что в публичном доступе не должна раскрываться информация о договоре и о поставщике подсанкционной госкомпании, а также информация о закупках, проводимых компаниями при работе в новых регионах.
Помимо этого, госкомпании предлагают разрешить проведение "подсанкционных закупок" не только на трех специализированных электронных торговых площадках (ЭТП), но и на всех восьми ЭТП, отобранных правительством РФ для проведения госзакупок (на них же проводятся закупки госкомпаний у малого бизнеса). При этом информация о таких закупках не должна размещаться в публичном доступе.
Другой вариант предполагает организацию для "подсанкционных закупок" отдельного контура электронного документооборота, в рамках которого информация о таких закупках будет доступна всем участникам. При этом порядок организации такого ЭДО должно будет определять правительство.
В ходе встречи первый вариант поддержали многие госкомпании. В то же время были обозначены риски его применения - в части злоупотребления недобросовестными заказчиками или участниками рынка. Компании считают верным дать право заказчикам самим устанавливать особенности открытых закупок. При этом поднимались вопросы, связанные с тем, как ограничить (регламентировать) это право.
В качестве альтернативы обсуждались предложения ФАС о том, что необходимо только уточнить понятие закрытых процедур и проводить обычные конкурентные закупки в закрытом контуре Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок (действует с апреля 2023 года - ИФ) и сделать контролируемый документооборот при проведении таких закупок.
"В настоящий момент уже сформированы перечни продукции, например, в сфере использования атомной энергии, в сфере космической деятельности, по кодам ОКПД2, закупки которых не размещаются в открытом доступе, - сказала советник департамента методологии и организации закупок "Росатома" Анна Шишкова. - Формировать новые перечни или расширять существующие неэффективно, поскольку привязка к коду ОКПД2 не учитывает риски введения санкций в каждой конкретной ситуации. Механизм сокрытия закупок на основании введения санкций на сегодняшний день апробирован, необходимо дать заказчику право использовать его в зависимости от того, какая страна ввела санкции и насколько они чувствительны для самого заказчика".
Схожей точки зрения придерживается заместитель начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС Хетаг Цакоев.
"Опасаемся, что это (использование перечней - ИФ) может быть непрозрачно, непонятно, когда отнесение той или иной закупки к тому или иному перечню будет обоснованным, - рассказал Цакоев. - Важно обеспечить прозрачность решения заказчика, какая закупка должна быть открыта, а какая - нет".
В то же время компании считают, что, с одной стороны, должны быть достаточно четкие критерии, при соответствии которым те или иные "подсанкционные закупки" могут быть открыты. С другой стороны, компании указывают на необходимость предоставления им определенной свободы действий в части открытия или закрытия закупок, гибкости. Последняя необходима в связи с тем, что для разных компаний информация о закупке той или иной продукции может иметь различную степень чувствительности.
В целом госкомпании отметили необходимость упорядочивания терминологии в части открытых и закрытых закупок, конкурентных и неконкурентных, но состязательных. Также большинство компаний поддержали предложение о публикации информации о "подсанкционных закупках" на всех восьми ЭТП, а не только на специализированных площадках.
Ранее Минфин предложил госкомпаниям и регионам подготовить консолидированное предложение по смягчению норм об ограничении распространения информации о закупках госкомпаний, находящихся под антироссийскими санкциями.
"Важно, чтобы госкомпании и субъекты сформулировали общее мнение - это прямой путь к решению проблемы, - говорил заместитель министра финансов Алексей Лавров в октябре. - Предвидим, что часть заказчиков скажет "да" (надо смягчать нормы - ИФ), а часть - "нет". Само предложение должно быть проработано на уровне поправок к законодательству, обосновано цифрами, учитывать возможные последствия".
При этом Лавров напомнил, что норма о закрытии информации о закупках подсанкционных госкомпаний была принята по предложению самих заказчиков.
Речь идет о постановлении правительства №301, согласно которому госкомпании (субъекты 223-ФЗ, закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), в отношении которых введены те или иные санкции, не должны размещать на официальном сайте Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок информацию как о своих закупках, так и о своих поставщиках, с которыми заключены договоры по результатам таких закупок (с апреля текущего года такая информация размещается в закрытом контуре ЕИС - ИФ).
Эта норма распространяется также на кредитные организации, если санкции введены в отношении лиц, контролирующих кредитную организацию.
При этом компании вправе проводить свои закупки либо в виде закрытых конкурентных процедур (в том числе в электронной форме), либо в виде неконкурентных процедур, при проведении которых информация не размещается в ЕИС.
Причем в случае проведения закрытых конкурентных закупок в электронной форме они должны проводиться "исключительно на электронной площадке для осуществления закрытых конкурентных закупок" (АСТ ГОЗ - ИФ). С августа текущего года, помимо АСТ ГОЗ, в качестве специализированных ЭТП начали действовать ООО "ЭТП" и ООО "ЭТП Газпромбанка" ("Закупки.Стратег", бренд специализированной секции ЭТП ГПБ).
Ранее участники рынка закупок оценивали потенциал сегмента закрытых закупок примерно в 10 трлн рублей. При этом исполнительный директор ООО "ЭТП" Александр Геллер отмечал, что потенциальными заказчиками специализированных ЭТП являются все компании, как коммерческие, так и с госучастием, в отношении которых введены санкции.
"По данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", на середину августа под блокирующими санкциями (прямыми или по правилу 50%) находилось 3,7 тыс. компаний и организаций, - говорил Геллер. - Еще более 4 тыс. компаний находились в санкционных программах, не носящих блокирующий характер".
Летом 2018 года правительство утвердило перечень ЭТП для проведения госзакупок. В него включены девять площадок - восемь универсальных и одна специализированная. К числу универсальных ЭТП были отнесены "Росэлторг", "РТС-тендер", "Сбербанк-АСТ", "Электронные торговые системы", ГУП "Агентство по госзаказу РТ" и "Российский аукционный дом", а также "ТЭК-Торг" и ЭТП ГПБ. Специализированной ЭТП была определена АСТ-ГОЗ, которая была создана специально для проведения в электронной форме закупок в рамках гособоронзаказа.
Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС (09.11.2023)