• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 23 ноября 2023
    Особенности выбора специализированной электронной торговой площадки

    Перед началом бюджетного цикла 2024 г. многие государственные заказчики гособоронзаказа, равно как и еще целый ряд заказчиков по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ, обязанных в установленным законом случаях проводить закрытые конкурентные закупки, столкнулись с проблемой выбора специализированной электронной торговой площадки.

    В частности, закрытые закупки вынуждены проводить заказчики по Закону № 223-ФЗ, попавшие под санкции.

    На протяжении многих лет проблемы выбора специализированной площадки не существовало в принципе — единственной площадкой, имеющей право проводить закрытые конкурентные закупки по гособоронзаказу, являлась ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (АСТ ГОЗ). Только эта площадка была включена в перечень операторов специализированных площадок, предусмотренный ч. 3 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ, операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок, предусмотренных ч. 4 ст. 3.5 Закона № 223, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р (далее — Распоряжение № 1447-р).

    Распоряжением Правительства РФ от 23.11.2022 № 3574-р в перечень включены еще две специализированные электронные торговые площадки: ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» (ЭТП ГПБ) и ООО «ЭТП» (ETPRF).

    Но для начала функционирования ЭТП ГПБ и ETPRF недостаточно находиться в перечне, утвержденном Распоряжением № 1447-р, а необходимо соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656 (далее — ПП РФ № 656).

    В частности, проверке подлежали возможности новых площадок обеспечивать проведение закупок со сведениями, составляющими государственную тайну, качество интеграции с ЕИС, взаимодействие с банками, ведущими спецсчета.

    После прохождения всех проверок в соответствии с п. 9 Единых требований к операторам площадок и функционированию площадок, утвержденных ПП РФ № 656, 25 августа 2023 г. были заключены соглашения ЭТП ГПБ и ETPRF с Минфином России и ФАС России. Датой начала функционирования специализированной площадки является дата заключения соглашений. Соответствующая информация, а также информация о том, что после обновлений ЕИС будет обеспечена возможность проведения закрытых закупок во взаимодействии ЕИС с новыми площадками, была размещена в ЕИС 25 августа 2023 г.

    Важно понимать, что специализированные площадки, вошедшие в перечень, прошли предварительный отбор, а значит соответствуют всем многочисленным требованиям, предъявляемым к таким площадкам. После включения в перечень двух новых ЭТП более 9 месяцев потребовалось на выполнение всех требований, необходимых для получения права функционирования для осуществления закрытых электронных процедур. Кроме того, равно как и АСТ ГОЗ, две «новые» площадки глубоко интегрированы с площадками из перечня операторов, предусмотренных ч. 3 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ, ч. 11 ст. 3.4 Закона № 223, а значит, новичками на рынке подобных услуг операторов ЭТП ГБП и ETPRF не назовешь.

    Разберем подробнее проблему выбора площадки. Итак, у нас три специализированных электронных площадки, которые соответствуют требованиям, установленным Правительством РФ, а значит способны — нет, неправильно, значит должны обеспечить выполнение заказчиками и поставщиками всех требований, предписанных законом при осуществлении закрытых закупок.

    Для того чтобы на специализированной площадке осуществлялись закупки, доступ к площадке должны иметь и заказчик, и поставщик. И именно с доступа к функционалу специализированных площадок начинаются сложности. Регистрация в качестве заказчика или участника закупки в ЕИС в сфере закупок дает возможность первому размещать конкурентные закупки на одной из восьми «открытых» ЭТП, второму участвовать. Со специализированными площадками это не работает. Регистрация осуществляется непосредственно на специализированной площадке, причем как участником закупки, так и заказчиком, требует приобретения программного обеспечения и/или специальной настройки автоматизированного рабочего места.

    Рассмотрим условия предоставления доступа к функционалу каждой из специализированных площадок, не вдаваясь в технические подробности.

    АСТ ГОЗ

    Так, согласно п. 5.6.1. и п. 5.6.2 руководства пользователя, порядку подключения АСТ-ГОЗ, пользователю (т. е. как заказчику, так и поставщику) для организации защищенного канала связи с информационными ресурсами специализированной электронной площадки необходимо приобрести комплект ПО ViPNet2 у ООО «АСТ ГОЗ».

    Стоимость такого комплекта на момент написания статьи составляла 9 737 руб. 50 коп.: непосредственно ПО ViPNet2 7 790,00 руб. и сертификат технической поддержки ПО 1 947,50 руб.

    Заключаемый при приобретении комплекта ПО договор ограничен сроком действия 1 год и потребует по истечении срока действия договора приобрести сертификат технической поддержки ПО на следующий год.

    Комплект ПО возможно использовать только на одном конкретном АРМе. Приобретать один комплект ПО нецелесообразно, неудобно и даже опасно. Выход из строя АРМа может привести к невозможности оперативной настройки другого АРМа и, как следствие, к нарушению заказчиком сроков и процедуры закупки со всеми вытекающим для него последствиями. Для удобства работы необходимо установить соответствующее ПО на АРМ каждого сотрудника, отвечающего за осуществление закрытых закупок на специализированной площадке, а также членам комиссии, для возможности подписания протоколов по результатам рассмотрения поступивших заявок. Таким образом для полноценного доступа к АСТ ГОЗ заказчик будет нести ежегодные расходы в зависимости от количества осуществляемых им закрытых электронных закупок и задействованных для этой работы АРМов.

    Для участника закупки затраты на приобретение ПО будут зависеть от активности участия в закупках и количества настроенных АРМов. По тем же соображениям взаимозаменяемости в случае технической неисправности одного из АРМов целесообразно подключение и настройка двух и более АРМов.

    ЭТП ГПБ

    Согласно п. 4.3.2 Регламента ЭТП ГПБ для аккредитации на площадке, участия в закупках, организации и проведения закупок приобрести и настроить Аппаратно-программный комплекс шифрования «Континент 3.9» установить необходимые аппаратные средства, клиентское программное и информационное обеспечение.

    «Континент 3.9» предназначен для обеспечения защиты информационных сетей, конфиденциальности при передаче информации по открытым каналам связи, организации безопасного удаленного доступа и защиты сетевого периметра. Это аналог ViPNet2, используемого для работы АСТ ГОЗ.

    Стоимость «Континента 3.9» составляет 10 500 руб., что сопоставимо с стоимостью ViPNet2. Комплекс «Континент 3.9», как и ViPNet2, устанавливается на один конкретный АРМ. Отличием является то, что оплаченный единожды «Континент 3.9» не требует дополнительных ежегодных расходов для сохранения права пользования комплексом.

    Таким образом, затраты заказчика и участника закупки носят единовременный характер, а не ежегодный.

    ETPRF

    Согласно информации с официального сайта ETPRF для подключения к специализированной электронной площадке не требуется установка платного специального программного оборудования. Пользователю достаточно будет установить один из предложенных площадкой браузеров, поддерживающих шифрование ГОСТ TLS, установить КриптоПРО CSP версии 4 и выше, корневой сертификат в доверенные корневые центры сертификации, выполнить настройки согласно инструкции по подключению, размещенной на сайте площадки.

    Соответственно, дополнительных затрат на приобретение специализированного ПО для любого количества АРМов не требуется.

    Тут важно понимать, что закупка специализированного ПО для работы на площадке, если говорить про заказчика по Закону № 44-ФЗ, осуществляется в рамках того же Закона 44-ФЗ. Объяснить контролирующим органам, почему должностным лицом принимается решение размещать закупки на специализированной площадке, требующей затрат бюджетных средств на приобретение ПО при наличии альтернативы на безвозмездных условиях, будет как минимум сложно.

    Пожалуй, подход при котором затраты на ПО для специализированной площадки будут считаться обоснованными при достижении условной экономии по результатам конкурентных закупок может быть признан соответствующим принципам контрактной системе в сфере закупок. Но как при этом оценивать потенциальный результат таких закупок на других двух площадках — непонятно.

    Установление равных условий доступа к функционалу всех специализированных площадок упростило бы жизнь заказчикам, и уж точно сберегло бы нервы должностным лицам, уполномоченным на выбор площадки.

    Вопрос размера взимаемой специализированными ЭТП платы при проведении закрытой электронной процедуры, ее предельные размеры вызывают меньше вопросов, учитывая, что они регулируются постановлением Правительства РФ от 10.05.2018 № 564.

    Для участников закупки необходимость участия в закупках, размещенных на всех трех специализированных площадках, неминуемо приведет к дополнительным издержкам по получению доступа к функционалу новых двух площадок, по причине возмездности доступа одной из них. Но еще большими затратами может обернуться необходимость развертывания дополнительных АРМов из-за «конфликтности» ПО специализированных площадок. Наличие конфликтов ПО для доступа в качестве пользователя на специализированные ЭТП на одном АРМе, возможности их преодоления следует уточнять у операторов, но на момент написания статьи они имеются.

    Оценку временных затрат на подключение и настройку АРМов для работы на каждой из площадок, равно как и субъективную оценку сложности мероприятий по подключению к функционалу признать существенными для выбора той или иной специализированной площадки, учитывая разовость таких мероприятий, сложно, и, пожалуй, неправильно.

    Появление двух новых специализированных площадок неминуемо приведет к миграции части заказчиков с АСТ ГОЗ, бывшей монополистом много лет, на новые площадки. Вопрос в масштабах такой миграции и ее скорости, что, в свою очередь, зависит от способности новых площадок на деле обеспечить конкуренцию, защиту информации, высокое качество оказываемых пользователям услуг.

    Пойдет ли участник закупки за заказчиком на новые специализированные площадки, или заказчик, оставшись у разбитого корыта после несостоявшихся закупок, подгоняемый ограниченностью бюджетного цикла, пойдет искать счастье на других площадках, — покажет время.

    Одно можно сказать с уверенностью: конкурентная борьба площадок с течением времени, с одной стороны, стимулирует к повышению качества оказываемых ими пользователю услуг, с другой стороны, сближает условия оказания таких услуг. Подобный этап эволюции в свое время проходили открытые ЭТП по мере увеличения их количества, плодами их конкуренции мы сейчас пользуемся.

    Автор статьи: 

    Ташимов Сергей Петрович - начальник контрактной службы ФСИН России.