• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 04 марта 2024
    Можно ли объединить в один лот физическую охрану и реагирование на сигналы срабатывания технических средств охраны?

    Вопрос

    Готовим закупку охранных услуг, предусматривающих как физический пост охраны, так и выезд группы быстрого реагирования при нажатии на кнопку тревожной сигнализации. Можно ли объединить эти услуги в один лот? Хотелось бы, чтобы один исполнитель отвечал за полный спектр охранных услуг.

    Ответ

    Заказчики формируют лоты исходя из собственных потребностей, но руководствуясь принципами Закона № 44-ФЗ и Закона № 135-ФЗ, которые запрещают включать в состав одного лота товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные между собой. Например, если для оказания одной из услуг требуется наличие лицензии, а для другой — нет (либо необходима принципиально иная лицензия), то такие услуги признаются не связанными между собой.

    Ограничений на объединение указанных в вопросе охранных услуг в один лот нет, поскольку все они в равной степени требуют наличия лицензии, предусмотренной Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». С этим согласны и контрольные органы в сфере закупок.

    Пример

    Извещением о закупке предусматривалось, что работы по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации должны выполняться исполнителем наряду с услугами по охране объектов.

    Правовая оценка УФАС: осуществление хозяйствующим субъектом непосредственно охраны объектов и технического обслуживания охранно-пожарных сигнализаций и включение указанных услуг в состав одного лота при проведении аукциона не противоречат положениям Закона № 44-ФЗ.

    Аналогичные выводы можно встретить и в судебной практике.

    В пользу такого подхода можно привести еще как минимум два довода:

    1. Как следует из п. 2 Порядка обоснования НМЦК на оказание охранных услуг, утв. приказом Росгвардии от 15.02.2021 № 45, работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и/или принятие соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию являются одним из слагаемых единой формулы определения НМЦК на оказание охранных услуг, наряду с услугами физической охраны.

    Пример

    Довод жалобы: заказчиком неправомерно объединены в один лот услуги по пультовой охране и монтажу, а также эксплуатационному обслуживанию комплекса технических средств охраны, что может привести к ограничению количества участников закупки, поскольку услуги по техническому обслуживанию составляют отдельный рынок и не требуют лицензии в сфере частной охранной деятельности.

    Возражение заказчика: формирование НМЦК производилось в соответствии с п. 6.1 Порядка определения НМЦК при осуществлении закупок охранных услуг, утв. приказом Росгвардии от 15.02.2021 № 45, согласно которому стоимость выполнения работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и/или принятия соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию рассчитывается по формуле:

    СТСО = СР × КР + СП × КП + СЭО × КЭО + СМ × КМ + СО, где:

    СР — услуги по реагированию;

    КР — объем оказания услуг по реагированию, предусмотренный контрактом;

    СП — работы по проектированию;

    КП — объем выполнения работ по проектированию, предусмотренный контрактом;

    СЭО — услуги по эксплуатационному обслуживанию;

    КЭО — объем оказания услуг по эксплуатационному обслуживанию, предусмотренный контрактом;

    СМ — работы по монтажу;

    КМ — объем выполнения работ по монтажу, предусмотренный контрактом;

    СО — цена оборудования технических средств охраны, поставляемого заказчику, в случае если поставка такого оборудования предусмотрена контрактом.

    Правовая оценка УФАС: в составе жалобы заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о необходимости разделения работ по данным закупочным процедурам на разные лоты и невозможности подачи заявки на участие в конкурсах.

    2. Ряд позиций КТРУ прямо предусматривает не только оказание охранных услуг, но и выполнение работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и/или принятие соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

    Пример правовой оценки

    При описании объекта закупки заказчиком применена информация, включенная в позицию КТРУ 80.10.12.000-00000003 «Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)», при этом характеристика «Использование мобильной группы» является обязательной для применения. Таким образом, в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки не установлено. При этом п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.

    Автор статьи: 

    Елена Чернюк