Акт приемки (ф. 0510452):
когда и как его нужно формировать
Начало 2024 года ознаменовалось для организаций бюджетной сферы не только составлением комплекта годовой отчетности за 2023 год, но и множеством вопросов, связанных с переходом на применение Приказа N 61н. Конечно, вопросы возникают и в отношении документов, в оформлении которых участвуют исключительно должностные лица учреждения. Но особый интерес вызывает Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452), порядок оформления которого предусматривает его подписание представителем поставщика (подрядчика, исполнителя).
В ходе разработки унифицированной формы Акта (ф. 0510452) отдельные специалисты указывали, что Акт надо будет оформлять всегда, когда нет электронной приемки в ЕИС. Тем не менее, положения Приказа № 61н в настоящее время сконструированы так, что однозначно трактовать их довольно проблематично. Итак, постараемся разобраться, когда у учреждения возникает обязанность оформлять Акта (ф. 0510452) и от чего такая обязанность зависит?
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни. Факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Оценка необходимости оформления того или иного документа заключается в квалификации факта хозяйственной жизни. Для чего нужен акт? Для отражения в учете принятого денежного обязательства либо для оформления мотивированного отказа. Во втором случае оформление документа будет основанием для предъявления контрагенту штрафных санкций. В обоих случаях очевидна взаимосвязь событий с финансовым результатом деятельности учреждения-заказчика.
Соответственно, обязанность по формированию Акта приемки (ф. 0510452) возникает в том случае, если приемка является самостоятельным фактом хозяйственной жизни, то есть оформление документа будет иметь для учреждения-заказчика правовые последствия. Непосредственно положениями п. 64.19 Методуказаний установлено, что обязанность такая возникает не безусловно, а только в отношении контрактов, сведения о которых не подлежат размещению в реестре контрактов. При этом учреждение-заказчик должно располагать документами, подтверждающими поставку товаров, выполнение (сдачу) работ (услуг).
Таким образом, обязанность по формированию Акта приемки (ф. 0510452) у учреждения-заказчика возникает при одновременном выполнении условий:
- приемка является самостоятельным фактом хозяйственной жизни, в результате которого возникает денежное обязательство либо подтверждаются основания для мотивированного отказа в приемке;
- приемка осуществляется комиссией, а не одним уполномоченным лицом;
- сведения о договоре, в рамках которого осуществляется приемка, не подлежит включению в реестр контрактов.
Внимание
Неприменение Акта приемки (ф. 0510452) при выполнении перечисленных выше условий однозначно послужит поводом для претензий со стороны органов финконтроля.
В остальных случаях оформление Акта приемки (ф. 0510452) является для учреждения правом, а не обязанностью - это означает, что исходя из буквального прочтения нынешних положений Приказа № 61н, весьма сомнительно, что факт неприменения этого документа при невыполнении перечисленных выше условий может быть квалифицирован в качестве нарушения.
Вместе с тем мы настоятельно рекомендуем оформлять результаты приемки Актом (ф. 0510452) всегда, когда нет электронной приемки в ЕИС, но согласно договору приемка является самостоятельной процедурой, "фиксирующей" возникновение денежного обязательства.
Когда сведения о договоре (контракте) не подлежат включению в реестр
Почему размещение сведений в ЕИС и включение контракта в реестр - не всегда одно и то же ...
Ведение реестров, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" обеспечивается посредством ЕИС.
Понятие "размещение информации в ЕИС" и "включение сведений в реестр" не тождественны. Также не тождественны понятия "включение сведений в реестр контрактов" и "размещение информации на сайте ЕИС": в соответствии с положениями п. 7 Правил, далеко не во всех случаях информация о контрактах, включенных в реестр контрактов (а значит информация о них подлежит размещению в ЕИС), размещается на официальном сайте ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Непосредственно Законом № 223-ФЗ установлена прямая взаимосвязь между обязанностью включения информации в ЕИС и включением информации в реестр контрактов - в реестр вносится информация обо всех договорах, за исключением информации и документов, которые в соответствии с Законом № 223-ФЗ не подлежат размещению в ЕИС.
Ведение реестра контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, не обеспечивается посредством ЕИС. Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат размещению в единой информационной системе (п. 2 Положения о единой информационной системе в сфере закупок, ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Контракты (договоры), сведения о которых не подлежат включению в реестр контрактов, ведение которого обеспечивается ЕИС
Виды контрактов (договоров) |
Основание |
Контракты, заключенные в соответствии с Законом N 44-ФЗ |
|
1. Контракты, заключаемые с единственным поставщиком на основании: |
|
п. 4 ч. 1 ст. 93 исключение - контракты, заключенные в соответствии с ч. 12 ст. 93 |
пп. "а" п. 6 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ |
п. 5 ч. 1 ст. 93 исключение - контракты, заключенные в соответствии с ч. 12 ст. 93 |
|
п. 23 ч. 1 ст. 93 |
|
п. 42 ч. 1 ст. 93 |
|
п. 44 ч. 1 ст. 93 |
|
п. 46 ч. 1 ст. 93 (в части контрактов, заключаемых с физлицами) |
|
2. Контракты, заключенные с учетом особенностей, определенных Правительством РФ в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона и предусматривающими неразмещение информации о контракте в ЕИС |
пп. "б" п. 6 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками |
3. Контракты, заключенные в соответствии с положениями ст. 111.1 Закона |
пп. "в" п. 6 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками |
4. Контракты, содержащие сведения, относящиеся к гостайне |
ч. 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ п. 2 Положения о единой информационной системе в сфере закупок |
Договоры, заключенные в соответствии с Законом N 223-ФЗ |
|
1. информация о закупках, относящихся к ряду закупок в рамках выполнения гособоронзаказа (головной исполнитель) |
ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ |
2. информация о заключении и об исполнении договоров, заключенных в целях исполнения обязательств по договорам в рамках выполнения гособоронзаказа (цепочка кооперации) |
|
3. договоры, содержащие сведения, относящиеся к гостайне |
ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ п. 2 Положения о единой информационной системе в сфере закупок |
4. заказчики вправе не размещать информацию о закупках: |
|
- товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. |
п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ |
- товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб. |
п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ |
- услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев |
п. 2 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ |
- связанных с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества |
п. 3 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ |
Когда для приемки нужно создавать комиссию
Акт для комиссии или комиссия для акта - что первично?
Обязательным условием оформления Акта приемки (ф. 0510452) является документальное подтверждение контрагентом факта исполнения своих обязательств согласно условиям контракта (ч. 2 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Заказчик обязан провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, а также осуществить приемку. Вместе с тем, непосредственно Законом N 44-ФЗ четко регламентирует порядок проведения соответствующих процедур только при электронном актировании (ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Обязательные случаи привлечения "внешних" экспертов определяются Правительством РФ (ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). В остальных случаях экспертиза может проводиться заказчиком своими силами. Требования к документальному оформлению результатов экспертизы законодательством РФ не установлены. При проведении экспертизы своими силами документом, подтверждающим проведение экспертизы, является непосредственно оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке.
Правила осуществления процедуры приемки устанавливаются заказчиком - создание приемочной комиссии является правом, а не обязанностью заказчика (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Порядок и сроки приемки результатов исполнения обязательств в отношении конкретной закупки определяются контрактом (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Заказчик вправе как сформировать любое количество комиссий с любым составом (но количеством не менее пяти человек каждая), так и поручить функции по приемке (включая экспертизу) конкретным лицам на постоянной либо разовой основе. При этом только заказчик вправе определить и такие категории (виды) контрактов, исполнение по которым может приниматься без участия приемочной комиссии (либо наоборот, категории контрактов, результат исполнения которых принимается исключительно комиссией).
Наличие утвержденной унифицированной формы Акта приемки (ф. 0510452) в качестве документа, обязательного для применения всеми организациями бюджетной сферы, не обязывает учреждение создавать приемочную комиссию во всяком случае: из буквального прочтения положений ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, в зависимости от способа организации процедуры приемки, документ может быть оформлен одним из следующих способов:
- подписан заказчиком в том случае, если приемка осуществляется без привлечения приемочной комиссии;
- подписан всеми членами приемочной комиссии, после чего утвержден заказчиком.
Акт приемки (ф. 0510452) - документ, предназначенный для оформления результатов приемки в том случае, когда приемка осуществляется комиссионно - именно на это указывают реквизитный состав унифицированной формы, а также и порядок ее формирования.
Иными словами, Акт приемки (ф. 0510452) - не цель, а средство: он нужен для оформления соответствующих фактов хозяйственной жизни. Само по себе утверждение унифицированной формы первичного учетного документа не обязывает заказчиков вносить поправки в локальные акты только для того, чтобы приемка во всяком случае была оформлена Актом (ф. 0510452). Но при этом у заказчика нет оснований и для "упрощения процедуры" приемки с целью избежать обязанности оформления ее Актом (ф. 0510452). Локальные акты учреждения-заказчика, в том числе в части положений о приемки результатов исполнения контракта, должны обеспечивать неукоснительное соблюдение принципов эффективности закупок и ответственности за их результативность, персональная ответственность за соблюдение которых возлагается на должностных лиц заказчиков.
Когда поставка и приемка оформляется одним документом
Когда и почему не нужно формировать Акт приемки (ф. 0510452)?
Учреждение-заказчик для формирования Акта приемки (ф. 0510452) согласно требованиям Приказа N 61н обязано обеспечить наличие соответствующего условия непосредственно в контракте - если приемка осуществляется без привлечения "внешних" экспертов, отсутствие представителя контрагента при приемке будет означать, что оформленный в одностороннем порядке Акт приемки (ф. 0510452) не будет соответствовать понятию "документ". И само по себе наличие технической возможности формирования Акта приемки (ф. 0510452) в конкретной программе или на бумажном носителе не является аргументом для того, чтобы оформлять его тогда, когда приемка осуществляется без участия приемочной комиссии. Дело в том, юридическая сила - это свойство, которым обладает только надлежаще оформленный документ. Недостатки в оформлении документов (наличие противоречивой информации, отсутствие обязательных реквизитов) лишают документы юридической силы. А это означает, что нельзя их рассматривать в качестве оснований для отражения в бухгалтерском учете тех или иных объектов учета.
Не будет Акт приемки (ф. 0510452) соответствовать понятию "документ" и в том случае, если он будет сформирован без участия членов приемочной комиссии. Дело в том, "роли" по оформлению документа о приемке в зависимости от способа ее организации четко определены непосредственно ч. 7 ст. 94 Закона N 44: для утверждения документа о приемки заказчиком необходимо подписание его всеми членами комиссии.
Распределение "ролей" при оформлении документа о приемке
Способ организации приемки результатов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг |
Подписание документа о приемке |
Утверждение документа о приемке |
Приемка осуществляется без участия приемочной комиссии |
руководитель заказчика (уполномоченное лицо) |
не требуется |
Приемка осуществляется комиссионно |
члены комиссии |
руководитель заказчика (уполномоченное лицо) |
Полномочиями на подписание документа о приемке от имени заказчика у лица, не являющегося руководителем заказчика, определяются локальнымы актами - должностной инструкцией и приказом, изданным руководителем организации-заказчика. Четкое определение границ полномочий у конкретных работников - задача, решаемая при организации системы внутреннего контроля.
Кроме того, основанием для формирования Акта приемки (ф. 0510452) служат документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение (сдачу) работ (услуг). В отсутствие таких документов процедура приемки проводиться не может.
При электронном актировании непосредственно Законом N 44-ФЗ определен порядок взаимодействия сторон в целях проведения процедуры приемки. Порядок взаимодействия сторон в целях формирования Акта приемки (ф. 0510452) предполагает участие в приемке представителя поставщика (подрядчика, исполнителя), но он не обеспечивает непосредственный ввод данных в информационной системе, посредством которой формируется электронный документ. Учреждение-заказчик не должно обеспечивать доступ к программному обеспечению представителю контрагента - в этом нет никакой необходимости, поскольку на момент оформления он уже предоставил документы, подтверждающие факт исполнения своих обязательств. По общему правилу это УПД или товарная накладная.
Могут ли эти документы подтверждать факт приемки результатов? Что означает подписание таких документов заказчиком?
В том случае, если приемка осуществляется без привлечения комиссии, то есть уполномоченным лицом, и при этом контрактом не предусмотрен отдельный порядок документального ее оформления, то подписание товарной накладной или УПД представителем заказчика будет означать не только фактическое получение материальных ценностей, но и подтверждать факт их соответствия установленным требованиям. Соответственно, и УПД, и товарная накладная при определенных обстоятельствах могут являться документами, подтверждающими возникновение денежных обязательств.
Унифицированная форма документа о приемке для случаев, когда приемка осуществляется уполномоченным лицом заказчика, в настоящее время не утверждена. Соответственно, пока иное не будет прямо предусмотрено регулятором, в том случае если факт приемки товаров, работ, услуг подтверждается подписанием со стороны заказчика того документа, который оформлен контрагентом в целях подтверждения поставки товаров, выполнения (сдачи) работ (услуг) (например УПД или товарная накладная), то такой документ будет являться основанием отражения показателя не только по кредиту счета 401 60 Резервы предстоящих расходов" при формировании резерва, но и при отражении показателя по дебету указанного счета.
Закупки малых объемов, осуществляемые через подотчетных лиц, относятся к числу закупок, сведения о которых не размещаются в реестре контрактов в ЕИС. Нужно ли в подобной ситуации оформлять документ о приемке? Посредством утверждения Заявки-обоснования закупки товаров, работ, услуг малого объема (ф. 0504518) все полномочия по осуществлению закупки от имени заказчика передаются подотчетному лицу. Таким образом, подотчетное лицо самостоятельно выполняет всю совокупность действий, связанных с закупкой, то есть несет всю ответственность за взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в целях достижения целей осуществления закупки. Поэтому комиссионное оформление результатов не имеет никакого смысла.
При закупках через подотчетное лицо все документы оформляются в момент передачи товарно-материальных ценностей подотчетному лицу. Эти документы впоследствии будут основанием для оформления Отчета о расходах подотчетного лица (ф. 0504520). Утверждение Отчета (ф. 0504520) никак не влияет на размер денежных обязательств перед поставщиком (подрядчиком исполнителем), поскольку денежные обязательства в этом случае возникают у учреждения перед подотчетным лицом.
Когда приемка результатов является фактом хозяйственной жизни
Приемка есть всегда, но вот всегда ли она должна быть оформлена отдельным документом?
Акт приемки не может быть единственным документом, оформляющим результат закупки - это всегда второй документ?
Детальный порядок оформления приемки не забудьте определить в договоре!
Для окончательного ответа на вопросы о том, в каких случаях учреждению нужно оформлять приемку отдельным документом и когда целесообразно создавать приемочную комиссию, необходимо проанализировать положения гражданского законодательства РФ. Ответ на этот вопрос в большинстве случаев зависит от вида обязательств, порождаемых договорными отношениями.
1. В рамках договора купли-продажи необходима фиксация срока исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю (ст. 458 ГК РФ). Поэтому по общему правилу сам по себе факт передачи товара заказчику не свидетельствует о возникновении у последнего денежных обязательств. Соответственно, в рамках договора купли-продажи (поставки) приемка результатов исполнения обязательств является самостоятельным фактом хозяйственной жизни, то есть требует документального оформления.
Аналогичный подход в полной мере применим и по отношению к договорам поставки, который является разновидностью договора купли-продажи. Основной обязанностью продавца по договору поставки является передача (отгрузка) товаров покупателю (ст. 506, 456 ГК РФ). По смыслу норм ГК РФ эта обязанность исполняется путем доставки товара покупателю либо путем выборки ("самовывоза"), то есть получения его покупателем в месте нахождения товара (ст. 458, 510, 515 ГК РФ, постановление Девятого ААС от 09.03.2016 N 09АП-1258/16). Именно передача товара имеет определяющее значение в целях решения вопроса о моменте перехода права собственности на товар, а также о переходе рисков его гибели или случайного повреждения (ст. 459, п. 1 ст. 223, ст. 224 ГК РФ). Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, передаваемых (поставленных) в соответствии с договором (ст. 484, п. 1 ст. 513 ГК РФ).
Необходимость создания комиссии для приемки результатов поставки товаров зависит от объемов поставки и (или) функциональных особенностей/потребительских свойств самих товаров. Так, например, при закупках малых объемов товаров, потребительские свойства которых позволяют их оценить без специальных познаний (например, канцелярские или хозяйственные товары), на наш взгляд, нецелесообразно - приемка результатов вполне может осуществляться непосредственно в ходе их передачи уполномоченному сотруднику учреждения. А вот в том случае, если речь идет о поставках больших объемов, то необходимость установления срока в целях соответствия результатов поставки установленным требованиям уже очевидна.
2. Требование о документальном оформлении приемки в рамках договора подряда прямо предусмотрено положениями п. 2 ст. 720 ГК РФ. В рамках такого договора приемка всегда является самостоятельным фактом хозяйственной жизни. А вот необходимость установления сроков для проведения приемки и создания комиссии опять же зависит от предмета контракта и объема выполняемых работ. Так, в частности, порядок оформления результатов приемки выполненных работ в рамках договора строительного подряда будет существенно отличаться от порядка приемки результатов в рамках договора бытового подряда.
3. Отношения сторон по договору возмездного оказания услуг регулируются главой 39 ГК РФ. Дата фактического оказания услуг определяется исходя из момента исполнения перед заказчиком принятых обязательств, а не моментом подписания акта, который в последующем лишь фиксирует информацию об уже оказанных услугах (определение ВАС РФ от 08.12.2010 N ВАС-15640/10, постановление ФАС Уральского округа от 22.07.2010 N Ф09-5582/10-С3, постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 12945/13). Услуги потребляются в процессе их оказания, в связи с чем их результат, в отличие от результата работ, не требует приемки. Передача результатов оказания услуг заказчику происходит фактически в процессе оказания услуг. Подписание двустороннего документа в такой ситуации фиксирует объем оказанных услуг и размер денежного обязательства, но основанием для возникновения денежного обязательства такой документ не является. Формирование Акта приемки (ф. 0510452) в подобной ситуации является избыточным, поскольку сам по себе такой акт при наличии документа, подтверждающего факт оказания услуг, не влечет для учреждения каких-либо правовых последствий.
Конечно, из данного правила могут быть исключения: услуги услугам рознь. Кроме того, Правительством РФ могут быть утверждены типовые условия госконтрактов, предметом которых является оказание услуг. В том случае, если типовыми условиями определен порядок сдачи и приемки оказанных услуг, то денежные обязательства у заказчика возникают с момента подписания соответствующего документа.
Оценка наличия либо отсутствия правовых последствий приемки в целях ответа на вопрос о том, является ли она самостоятельным фактом хозяйственной жизни, - полномочия юридической службы. Ответ на этот вопрос должен быть получен на этапе определения случаев комиссионной приемки результатов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Когда целесообразно оформлять Акт приемки (ф. 0510452)
Если контрактом предусмотрена приемка и она будет осуществляться комиссионно, то оформлять результаты приемки целесообразно Актом приемки (ф. 0510452) даже в том случае, когда сведения о контракте (договоре) включены в реестр контрактов. И вот почему.
Унифицированная форма Акта приемки (ф. 0510452) утверждена в установленном порядке и "изобретать велосипед" уже не нужно - все необходимые реквизиты данной формой предусмотрены. Применение унифицифированной формы Акта приемки (ф. 0510452) в такой ситуации обеспечит соблюдение принципа однократного ввода информации, в том числе в целях размещения информации об исполнении контракта в ЕИС.
Оформление приемки каким-то иным документом с одновременным формированием Акта приемки (ф. 0510452) избыточно. Подобный подход повышает вероятность возникновения претензий со стороны органов финконтроля, поскольку увеличивает риски наличия в документах противоречивой информации. Подобные риски в большинстве случаев приводят к отражению в бухгалтерском учете мнимых объектов.
Ответы на самые распространенные вопросы
Документ об электронной приемке и Акт приемки: в чем сходство и в чем различия?
Состав информации, включаемой в электронный документ о приемке, практически идентичен составу реквизитов, предусмотренных унифицированной формой Акта приемки (ф. 0510452). Порядок распределения "ролей" при электронном актировании прямо установлен положениями ч. 13 ст. 94 Закона N 44. Данный порядок продиктован гражданским законодательством РФ и обычаями делового оборота. Несмотря на то, что обязанность по формированию Акта приемки (ф. 0510452) возложена на заказчика, алгоритм и условия его формирования аналогичны порядку формирования электронного документа о приемке.
Принципиальное отличие в том, что электронное актирование предусматривает возможность подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и их приемки одним и тем же документом, сформированным в ЕИС. Порядок формирования Акта приемки (ф. 0510452) такой возможности не предполагает. При этом контрагент не только не освобожден от обязанности формирования документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, но и в соответствии с условиями контракта будет обязан участвовать в приемке (присутствовать при формировании Акта приемки (ф. 0510452) заказчиком).
Обязательна ли в Акте приемки подпись исполнителя в том случае, если он не может участвовать в приемке, особенно если находится в другом населенном пункте?
Подпись представителя поставщика (подрядчика, исполнителя) - обязательный реквизит. Скан-копия Акта приемки (ф. 0510452), подписанного представителем контрагента, является неотъемлемым приложением к Акту приемки (ф. 0510452). Очередность подписания Акта приемки (ф. 0510452) определена положениями п. 64.28 Методуказаний, согласно которым руководитель заказчика должен утвердить Акт приемки (ф. 0510452) при наличии бумажной его копии, собственноручно подписанной представителем контрагента.
Можно ли в Учетной политике определить особенности подписания Акта приемки исполнителем? Например, прописать, что его подпись нужна исключительно при наличии разногласий?
Нет, нельзя. Подпись представителя контрагента - обязательный реквизит. Учетная политика не должна содержать положений, заменяющих или отменяющих требования нормативных правовых актов.
Можно ли не составлять Акт приемки, если контрагент - физлицо?
Нет. Само по себе заключение контракта с физлицом не является основанием для неприменения Акт приемки (ф. 0510452) при наличии у заказчика обязанности по его оформлению.
Может ли счет быть указан вместо договора в качестве основания для приемки при формировании Акта приемки?
Нет. Счет, не является является документом, подтверждающим исполнение контрагентом обязательств в рамках конкретного договора.
Может ли Акт приемки подтверждать не только приемку, но и сам факт выполнения работ или оказания услуг?
Нет. Приемка - одна из процедур в рамках исполнения контракта. Основанием для приемки является факт исполнения контрагентом своих обязательств, который подлежит документальному оформлению. В отсутствие документа, подтверждающего факт исполнения обязательств контрагентом, у заказчика отсутствуют основания для проведения приемки, а значит,отсутствуют и основания для оформления документа. Отсутствие документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, не позволит учреждению-заказчику сформировать показатели Раздела 4 "Сведения о приемке товаров, работ, услуг" Акта приемки (ф. 0510452).
Можно ли подписать Акт приемки одним лицом, уполномоченным на приемку?
Нет, потому что сделать это не позволяет реквизитный состав унифицированной формы Акта приемки (ф. 0510452). И даже в том случае, если разработчик программного продукта предусмотрит соответствующую возможность и "роли", "назначенные" конкретному сотруднику в программном продукте, технически позволят это сделать, то необходимо понимать, что проставляя свою подпись в качестве конкретного должностного лица уполномоченный сотрудник должен быть наделен именно теми полномочиями, наличие которых необходимо для надлежащего оформления электронного документа.
Распределение полномочий в целях формирования Акта приемки (ф. 0510452)
Полномочия на подписание Акта приемки (ф. 0510452) |
Вид подписи |
Последствия подписания документа одним лицом, уполномоченным на приемку |
Член комиссии |
простая ЭП |
документ не имеет юридической силы |
Председатель комиссии |
УКЭП |
документ без последующего утверждения не имеет юридической силы у лица, подписавшего документ, отсутствуют полномочия председателя приемочной комиссии |
Ответственный исполнитель |
простая ЭП |
документ не имеет юридической силы |
Уполномоченное лицо заказчика |
УКЭП |
реквизит заполняется в том случае, если учреждение-заказчик не является получателем товара, работы, услуги |
Руководитель учреждения-заказчика |
УКЭП |
несоответствие полномочий на подписание документа: Процедура утверждения предполагает наличие комиссионного решения. При единоличной приемке утверждение документа о приемке не требуется. |
Подписывая тот или иной документ, сотрудник подтверждает исполнение им определенных действий, на совершение которых он уполномочен руководителем. В данном случае положениями Приказа N 61н прямо предусмотрено, какими именно полномочиями должны быть наделены должностные лица для того, чтобы документ был оформлен надлежащим образом. Наличие соответствующих полномочий у подписантов - предмет внутреннего финансового контроля, осуществляемого бухгалтерской службой в целях принятия документа к бухгалтерскому учету. Отсутствие в документе обязательных реквизитов, как и неочевидность полномочий у конкретного работника на подписание документа может стать поводом для предъявления претензий по вопросу отражения в учете мнимых фактов хозяйственной жизни, и как следствие, поводом для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Кроме того, именно документ о приемке подтверждает возникновение денежных обязательств у заказчика в том случае, если соответствующие расходы подлежат санкционированию. Отсутствие обязательных реквизитов в документе унифицированной формы может стать поводом для отказа в санкционировании расходов.
Как оформить документы в том случае, если приемка осуществляется уполномоченным лицом?
При наличии полномочий на приемку от имени заказчика у одного лица факт приемки подтверждается подписанием таким лицом документа, оформленного поставщиком, подрядчиком, исполнителем. Для оформления заказчиком отдельного документа о приемке потребуется подписание такого документа представителем поставщика, подрядчика, исполнителя.
Дело в том, что порядок формирования Акта приемки (ф. 0510452) предполагает наличие документов, подтверждающих поставку товаров, выполнение (сдачу) работ (услуг). При этом требование о подписании бумажной копии Акта приемки (ф. 0510452) представителем отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации установлено Приказом N 61н не случайно - оно обусловлено необходимостью придания документу юридической силы в том случае, если по характеру обязательств результат их исполнения требует приемки.
Приемка результатам исполнения заказчиком означает признание соответствия фактических результатов условиям контракта. Лицо, которое расписывается за получение результат (например, за получение груза), не всегда вправе проводить приемку. Поэтому так важно определять порядок приемки условиями контракта, а также объем полномочий представителя заказчика. При чем объем таких полномочий должен быть очевиден не только для него самого, но и для контрагента.
Значение подписи представителя заказчика в документах,
оформленных поставщиком
Объем полномочий представителя заказчика |
Что означает подпись в документе для поставщика, подрядчика, исполнителя |
Что означает подпись в документе для заказчика |
Какие документы нужны для бухгалтерии учреждения-заказчика |
сотрудник уполномочен на получение груза, но не уполномочен на осуществление приемки |
груз получен представителем заказчика |
контрагент исполнил обязательства по контракту, но результат требует приемки |
Товарная накладная, подтверждающая поступление ТМЦ. Для подтверждения приемки на этом же документе может быть подпись сотрудника, уполномоченного на приемку. Иными словами, в этом случае Товарная накладная будет подписана со стороны учреждения-заказчика двумя сотрудниками. В том случае, если дата отгрузки не совпадает с датой приемки, на документе должны быть указаны каждая из дат. |
Товарная накладная, подтверждающая факт отгрузки, а также УПД или иной документ, оформленный поставщиком. УПД (иной документ) может быть оформлен как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, подписанного представителями обеих сторон УКЭП. Со стороны заказчика такой документ подписывает сотрудник, уполномоченный на приемку. При оформлении документа на бумажном носителе указание даты его подписания представителем заказчика обязательно. |
|||
сотрудник наделен полномочиями на приемку в полном объеме (получение груза и приемка результатов) |
результаты исполнения обязательств приняты заказчиком |
контрагент исполнил обязательства по контракту, результат исполнения соответствует установленным требованиям, возникло денежное обязательство |
Товарная накладная, подписанная уполномоченным лицом, одновременно подтверждающая и факт отгрузки, и факт приемки. В том случае, если дата отгрузки не совпадает с датой приемки, на документе должны быть указаны каждая из дат. |
Товарная накладная, подтверждающая исключительно факт отгрузки, а также УПД или иной документ, оформленный поставщиком, в том числе в электронном виде. Со стороны заказчика оба документа подписывает уполномоченный сотрудник |
Является ли Акт приемки основанием для возникновения денежных обязательств в рамках договоров аренды или безвозмездного пользования?
Нет, не является. Наличие у арендатора обязательства по внесению арендной платы обусловлено исполнением арендодателем встречного обязательства по передаче имущества во владение и пользование арендатору. Необходимость оформления документов, подтверждающих факт возникновения денежных обязательств в размере подлежащих уплате арендных платежей, отсутствует.
Договором безвозмездного пользования может быть предусмотрено исполнение ссудополучателем обязанности по содержанию вещи путем заключения со ссудодателем соглашения о компенсации соответствующих расходов ссудодателю. Приемка в этом случае не требуется - ссудодатель не поставляет товар, не выполняет работу и не оказывает ссудополучателю какой-либо услуги.
Шершнева Анна
заместитель руководителя направления
"Бюджетная сфера" компании "Гарант",
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса