• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 16 апреля 2024
    Операторы ЭТП считают избыточным введение дополнительного регулирования для закупок малого объема

    Операторы электронных торговых площадок (ЭТП), отобранных правительством РФ для проведения госзакупок, считают лишним введение дополнительного регулирования, регламентирующего проведение госзаказчиками закупок малого объема (ЗМО). Об этом "Интерфаксу" заявили представители ряда таких ЭТП.

    Появление новых инструментов регулирования ЗМО предусматривается проектом концепции совершенствования госзакупок малого объема на период до 2027 года, который разрабатывается Минфином РФ.

    "В настоящее время указанная концепция находится в стадии разработки, - отметили "Интерфаксу" в пресс-службе министерства. - В рамках проекта концепции предусматривается вопрос урегулирования механизма закупок малых объемов, в отношении которого правовое регулирование на текущий момент не осуществляется. В частности, речь идет об использовании так называемых "электронных магазинов" при закупках в соответствии с положениями 44-ФЗ (закон "О контрактной системе")".

    При этом в Минфине уточнили, что "итоговая информация будет представлена только после утверждения концепции и принятия (нормативных правовых актов - ИФ) в рамках ее реализации с учетом позиций заинтересованных органов и организаций".

    Источник знакомый с положениями проекта концепции рассказал "Интерфаксу", что в настоящее время документ предусматривает проведение отбора "электронных магазинов", с использованием которых будут проводиться ЗМО, обязательное размещение информации о проведении ЗМО в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. Сами ЗМО будут осуществляться, как предполагается, посредством автоматического отбора наилучшего по цене предложения поставщика среди всех предложений, предварительно размещенных поставщиками во всех "электронных магазинах". Также в проекте концепции оговаривается заключение контракта по ЗМО в ЕИС.

    МАЛЕНЬКИЙ, ДА УДАЛЕНЬКИЙ

    В настоящее время закупки малого объема проходят в рамках 44-ФЗ как закупки у единственного поставщика и по сути представлены в двух видах. Один - закупки до 600 тыс. рублей, которые могут проводиться как в электронной форме (в том числе на соответствующих ресурсах субъектов РФ, наподобие "Портала поставщиков" Москвы), так и в бумажной, вплоть до покупки необходимого товара в магазине. Другой - так называемые закупки с полки или "электронный магазин" - объем таких закупок ограничен 5 млн рублей, они проводятся только на ЭТП для госзакупок.

    Многие субъекты РФ самостоятельно регламентируют процессы ЗМО своих госзаказчиков и требуют проведения ими таких закупок с использованием региональных же "электронных магазинов".

    При этом Минфин ранее отмечал, что "электронные магазины" стали востребованной формой проведения госзакупок, и поэтому министерство намерено переквалифицировать их в конкурентные способы закупок.

    "Договорились на уровне ЕЭК, что включим в протокол, который регулирует закупки, "электронные магазины" - введем их в правовое поле, - говорил заместитель министра финансов Алексей Лавров осенью прошлого года. - Мы пошли на то, чтобы расширить действие "электронных магазинов", которые работают при ЭТП".

    При этом он отмечал, что в протоколе ЕАЭС прописано, что страны союза ограничивают использование в госзакупках форматов закупок у единственного поставщика. А "электронные магазины" формально относятся к числу закупок у едпоставщика, хотя фактически, по оценке Минфина, являются одним из наиболее конкурентных способов.

    "В итоге договорились включить в число конкурентных способов, описать на уровне базовых принципов работу "электронных магазинов", - говорил он. - Как только это (такое изменение - ИФ) пойдет в договор (о ЕАЭС - ИФ), то нам потребуются совсем незначительные изменения - по факту у нас такие "электронные магазины" существуют, а в других странах ЕАЭС еще нет. Эта важная новая история, которая позволит применять "электронные магазины" там, где есть каталоги, стандартизированная продукция".

    В свою очередь Федеральное казначейство в прошлом году заявляло о планах по организации контроля за закупками малого объема.

    "Мы говорим о создании (в рамках ЕИС - ИФ) реестра закупок малого объема, - говорила тогда заместитель руководителя Казначейства Анна Катамадзе. - Нам важно собрать первичную информацию по таким сделкам. 600 тыс. рублей - это немного, но их общий объем оценивается в 1 трлн рублей, и такие расходы мы не можем оставить без внимания".

    При этом она подчеркивала, что речь идет только о реестре контрактов по ЗМО. Сами такие закупки госзаказчики продолжат осуществлять в прежнем режиме. В том числе с использованием региональных "электронных магазинов", наподобие "Портала поставщиков" Москвы.

    ОДНА ГОЛОВА - ХОРОШО...

    В опрошенных "Интерфаксом" ЭТП для госзакупок отметили, что площадки к разработке концепции не привлекались, что отрицательно сказалось на проработанности предлагаемых мер по регулированию ЗМО.

    Исполнительный директор "Российского аукционного дома" (РАД) Константин Раев отметил, количество закупок малого объема и закупок с полки с каждым годом растет.

    "Количество процедур по части 12 статьи 93 44-ФЗ (регламентирует закупки с полки - ИФ) показало прирост к прошлому году более чем на 50%, - сказал он. - Все больше заказчиков используют данный вид закупки так как у него есть определенные преимущества: возможность получить дополнительный объем закупок у едпоставщика и короткие сроки проведения процедуры".

    Поэтому, по мнению Раева, необходимо внимательно ознакомится с концепцией, понять, как повлияют предлагаемые изменения на уже сложившийся и функционирующий рынок, оценить риски и преимущества предлагаемых изменений.

    В то же время заместитель гендиректора ЭТП ГПБ Антон Курбатов считает, что сегмент ЗМО не нуждается в изменениях с точки зрения законодательства. По его мнению, реализация предлагаемых новаций приведет к исчезновению главных преимуществ ЗМО - скорости определения поставщика и отсутствия обременений, связанных с ЕИС (обязательное размещение той или иной информации в ЕИС - ИФ).

    Также Курбатов подчеркнул, что поставщики в ЗМО на 80% отличаются от поставщиков в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

    "Для них (поставщиков по ЗМО - ИФ) важен низкий порог входа на рынок электронных закупок, - сказал Курбатов. - Если все свести к поставщикам, зарегистрированным в ЕРУЗе (Единый реестр участников закупок), то пострадают не только заказчики, которые осуществляют быстрые закупки, но и поставщики - региональные производители, субъекты МСП, для которых магазин источник устойчивого и регулярного спроса".

    "Пока преждевременно проводить кардинальное реформирование малых закупок без учета существующей модели работы государственных и муниципальных заказчиков в этом сегменте", - отметил гендиректор "РТС-тендер" Владимир Лишенков.

    При этом он добавил, что "РТС-тендер" направил в аппарат правительства РФ письмо, в котором предлагает не устанавливать для ЗМО жестких требований (по аналогии с конкурентными закупками) по проведению таких закупок в электронной форме, а также сохранить возможность проведения закупок малого объема в бумажной форме.

    "Разработчики концепции в качестве основного аргумента в пользу регламентации указывают на отсутствие унифицированных правил игры собственных "электронных магазинов" операторов ЭТП, - сказал Раев. - Нам это не кажется существенной проблемой, поскольку за то время, что реализуются данные механизмы, особых нареканий они не вызвали - напротив, за несколько лет работы "электронные магазины" добились значительных успехов, нет претензий со стороны поставщиков, участвующих в них, есть конкуренция между операторами ЭТП".

    В целом, по мнению Раева, все эти вопросы (регламентации ЗМО - ИФ) было бы целесообразно обсуждать с профессиональным сообществом и только потом выносить на утверждение.

    "Есть площадки, которые работают на рынке больше 10 лет, есть общественные организации, которые представляют интересы участников рынка, заказчиков и поставщиков услуг, есть, в конце концов, региональные распорядители бюджетов, которые напрямую отвечают за расходование средств, - сказал он. - Все это потенциальные участники дискуссии, которых нельзя игнорировать - по большому счету, от эффективности работы госзаказа сегодня зависит львиная доля бизнеса в нашей стране".

    В "РТС-тендер" также считают, что уровень развития контрактной системы в стране достаточно высокий и будет целесообразно вовлекать профессиональное отраслевое сообщество в обсуждение и разработку новых механизмов, направленных на совершенствование и повышение эффективности системы госзаказа, которая охватывает сотни тысяч участников со стороны как государства, так и бизнеса.

    "Чтобы избежать принятия недоработанной концепции и непредсказуемых последствий для рынка ЗМО, необходимо привлекать к ее подготовке профессиональных участников рынка и регионы", - подчеркнули в компании.

    В свою очередь гендиректор АГЗРТ ("Агентство по госзаказу РТ") Яков Геллер отметил, отвечая "Интерфаксу", что даже действующие в настоящее время механизмы осуществления закупок малого объема малоэффективны.

    "В рамках АГЗРТ для проведения ЗМО действует агрегатор "Биржевая площадка", который обеспечивает глубокую идентификацию товаров и подтверждение их валидности, - сказал Геллер. - Речь идет о том, что на площадке предлагается товар, который идентифицируется не только по ОКПД2, но и по другим классификаторам. При этом поставщик должен подтверждать качество товара, его соответствие ГОСТам или техническим условиям".

    По мнению Геллера, такой подход позволяет проводить конкурентный отбор предложений.

    "Электронные магазины", порталы поставщиков и т.д., они, на мой взгляд, не обеспечивают конкуренции - оставляют заказчикам право выбора поставщика, исходя из своих предпочтений, что фактически является реализацией предварительной договоренности, а не конкурентной закупки, - добавил Геллер. - Поэтому, так или иначе, будем стараться доказывать регуляторам, что именно алгоритм проведения малых закупок, реализованный на нашей биржевой площадке и есть правильное решение, которое обеспечивает равный доступ субъектам малого бизнеса к ЗМО и конкуренцию по цене, но с заранее идентифицированной продукцией с подтвержденным уровнем качества".

    В ряде субъектов РФ "Интерфаксу" отметили, что с проектом этой концепции они пока не ознакомлены, и считают, что если готовится изменение законодательства о ЗМО, то необходимо участие региональных уполномоченных органов и закупщиков в проработке предлагаемых мер.

    По данным системы анализа закупок "Интерфакс-Маркер", в прошлом году госзаказчики провели в электронной форме 1,4 млн закупок малого объема. Из них 728 тыс. было осуществлено с использованием единого агрегатора торговли (ЕАТ) "Березка" (этот агрегатор при проведении ЗМО в электронной форме в обязательном порядке должны использовать госзаказчики федерального уровня), 411 тыс. - "Портала поставщиков" Москвы, более 200 тыс. - ЭТП для госзакупок.

    По данным Минфина, в I-III кварталах прошлого года число контрактов, заключенных по результатам закупок в "электронных магазинах" выросло в 40 раз. Если за 9 месяцев 2022 года было оформлено всего 250 таких контрактов на 400 млн рублей, то в 2023 году через "электронные магазины" прошло 10,2 тыс. контрактов на 3,8 млрд рублей.

    Как сообщалось, летом 2018 года правительство РФ утвердило перечень ЭТП для проведения госзакупок. В него включены девять ЭТП - восемь универсальных и одна специализированная. К числу универсальных ЭТП были отнесены ЕЭТП ("Росэторг"), "РТС-тендер", "Сбербанк-АСТ" ("Сбер А"), "Электронные торговые системы", ГУП "Агентство по госзаказу РТ" и "Российский аукционный дом", а также "ТЭК-Торг" и ЭТП ГПБ ("Электронная торговая площадка Газпромбанка").

    На этих площадках в обязательном порядке проводятся все госзакупки и часть закупок госкомпаний (закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства). В 2022 году на эти ЭТП были переведены различные виды торгов госимуществом.

    Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ (15.04.2024)