Если объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее — ОКС) на сумму свыше 10 млн руб., то в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ и п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ к участникам закупки устанавливается требование о членстве в саморегулируемой организации (далее — СРО) соответствующего направления. Однако для предъявления такого требования заказчик должен быть уверен, что закупаемые работы действительно относятся к капитальному ремонту ОКС, ведь в противном случае окажется нарушен запрет устанавливать к участникам закупки требования, не предусмотренные действующим законодательством РФ (ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
В п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт ОКС (за исключением линейных ОКС) определяется как:
1) замена и/или восстановление строительных конструкций ОКС или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций;
2) замена и/или восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения ОКС или их элементов;
3) замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и/или восстановление указанных элементов.
Определение строительной конструкции дано в п. 24 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон № 384-ФЗ): это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и/или эстетические функции. В свою очередь, определения несущих и ограждающих конструкций содержатся в ГОСТ 30247.1-94 «Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции»:
- несущие конструкции (элементы) — конструкции, воспринимающие постоянную и временную нагрузку, в т. ч. нагрузку от других частей зданий;
- ограждающие конструкции — конструкции, выполняющие функции ограждения или разделения объемов (помещений) здания; могут совмещать функции несущих (в т. ч. самонесущих) и ограждающих конструкций.
Что такое сети и системы инженерно-технического обеспечения и чем они отличаются друг от друга, мы вновь можем узнать из Закона № 384-ФЗ:
- сеть инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;
- система инженерно-технического обеспечения — одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Как разъяснил Минстрой России, системы видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализаций, системы автоматического газового пожаротушения, фотолюминесцентные эвакуационные системы, устройства электронные проходные в соответствии с Законом № 384-ФЗ относятся к системам инженерно-технического обеспечения ОКС. Понятие «капитальный ремонт ОКС» (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ), как мы убедились выше, предполагает замену и/или восстановление систем инженерно-технического обеспечения. А значит, если закупаемые работы предполагают замену и/или восстановление (а не просто текущий ремонт и техническое обслуживание[3]) системы автоматической пожарной сигнализации, к участникам закупки необходимо предъявлять требования о членстве в СРО, предусмотренные ч. 2.1 ст. 52 ГрК.
Такой подход встречается и в правоприменительной практике.
Пример
Предмет закупки — восстановление работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре (капитальный ремонт). По мнению участника закупки, заказчик неправомерно установил требования о членстве участников закупки в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса ОКС.
Правовая оценка суда: с учетом предмета рассматриваемой закупки установленное заказчиком требование о подтверждении уровня ответственности участника аукциона по компенсационным фондам СРО не противоречит Закону № 44-ФЗ, соответствует требованиям ГрК РФ и обусловлено потребностью заказчика.
Аналогичного мнения придерживаются и некоторые территориальные органы ФАС России.
Вместе с тем некоторые территориальные органы ФАС России прочитывают приведенное выше письмо Минстроя России от 06.09.2021 № 37970-ОД/08 иначе, не соглашаясь, что замену/восстановление автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее — АПС и СОУЭ) следует приравнивать к капитальному ремонту ОКС.
Пример аргументации
Письмо не указывает на то, что монтаж АПС и СОУЭ — это капитальный ремонт. В письме сказано: «Таким образом, работы по монтажу новых и дооборудованию существующих систем инженерно-технического обеспечения могут осуществляться как при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства, так и при их капитальном ремонте». Отсюда следует, что монтаж АПС и СОУЭ можно проводить в рамках капитального ремонта, строительства и реконструкции как один из видов работ (т. е. при проведении капитального ремонта можно в т. ч. провести монтаж АПС и СОУЭ). Вместе с тем в письме не указано, что монтаж АПС и СОУЭ — это и есть капитальный ремонт.
По мнению заявителя жалобы, для монтажа АПС и СОУЭ, как и при любом другом капитальном ремонте ОКС, подрядчику необходимо членство в СРО. Однако деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к лицензируемым видам деятельности. Если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности (п. 7 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Исходя из того, что монтаж АПС и СОУЭ является самостоятельным объектом закупки и не входит в состав капитального ремонта, требовать от участников закупки членства в СРО неправомерно. Это сравнимо с требованием членства в СРО при монтаже, например, кондиционера. Исходя из существа требуемых работ, у заказчика наличествует потребность в монтаже новой АПС и СОУЭ. Указанные работы не относятся к работам по текущему или капитальному ремонту зданий.
Таким образом, ввиду наличия противоречивой правоприменительной практики однозначно ответить на заданный вопрос не представляется возможным. Рекомендуем опираться на мнение и практику того контрольного органа, к компетенции которого относится осуществление контроля проводимых вами закупок.
Автор статьи: