Цифровизация закупочных процедур — это не только повышение удобства работы заказчиков и увеличение прозрачности всех процессов, связанных с расходованием бюджетных средств. Это также и новые риски. О том, как выстраивают свою работу в постоянно изменяющихся условиях операторы электронных площадок, мы поговорили с Андреем Кашутиным, генеральным директором электронной площадки Росэлторг.
- Андрей Вячеславович, Росэлторг в этом году отмечает 15-летие. Площадка стояла у истоков электронных торгов России, можете описать, как, по вашему мнению, изменился рынок за эти годы?
Пятнадцать лет назад делались робкие шаги в сторону цифровизации госзаказа, и сегодня механизм электронных торгов настолько модернизировался, что к нему прибегают не только госзаказчики и госкомпании, для которых это обязательно, но, что показательно, и коммерческие организации тоже. Приобретать товары, работы или услуги и предоставлять их с помощью электронных торговых площадок максимально выгодно — так заказчики видят весь спектр предложений, а поставщики выходят за рамки своих локальных рынков сбыта. И это только вершина айсберга, объясняющего все нарастающий интерес к электронным торгам.
Вместе с масштабированием аудитории масштабируются и сами площадки. Пример тому Росэлторг — пятнадцать лет назад мы были площадкой для проведения закупок города Москвы и торгов нескольких крупных компаний. Сегодня наши представительства открыты в большинстве регионов России, в зоне нашей ответственности не только государственные закупки, но и корпоративные и коммерческие, имущественные торги, сопровождение клиентов на всем этапе закупочного процесса. Сами площадки перестали быть лишь инструментом для поиска контрагента и заключения договора. Теперь это бизнес-кластеры, объединяющие предпринимателей со всей страны и способствующие развитию бизнеса и электронной торговли.
- Цифровизация закупок в 2024 г. продолжается: с 1 апреля заказчики перешли к формированию контрактов по результатам электронных процедур в структурированном виде, с 1 сентября стало обязательным использование машиночитаемых доверенностей и т. д. А какие дополнительные цифровые сервисы для заказчиков и участников закупок реализованы на площадке Росэлторг?
Росэлторг оказывает весь спектр услуг, необходимый для организации закупочной процедуры или участия в ней. Наш долг — предоставить клиенту полный цикл возможностей, чтобы у него не возникло потребности обращаться к другим ресурсам и тратить на это время.
Для начинающих пользователей у нас есть учебный центр для заказчиков, поставщиков, покупателей и продавцов имущества. Служба поддержки и персональные менеджеры помогают аккредитоваться на площадке и заполнить профиль, а также решить любые возникающие вопросы.
Все сопутствующие закупкам инструменты также есть в арсенале Росэлторг — собственный Удостоверяющий центр, входящий в число доверенных лиц ФНС России, что дает нам право выдавать электронные подписи индивидуальным предпринимателям, генеральным директорам и их сотрудникам. У нас также можно оформить машиночитаемую доверенность, применение которой, как вы уже сказали, стало обязательным с 1 сентября текущего года.
Мы активно применяем технологии искусственного интеллекта в работе площадки: документацию на предмет актуальности информации проверяет интеллектуальный помощник, система рекомендаций подсказывает участникам, какие торги наиболее релевантны для их профиля.
Кроме того, мы, насколько это возможно, помогаем заказчикам в проверке контрагентов — у нас есть сервисы по проверке на добросовестность, уточнению нахождения поставщика в реестре иноагентов.
Поставщики, приходя на нашу площадку, также могут воспользоваться финансовыми сервисами, рассчитать сумму банковской гарантии, находясь прямо на сайте, с помощью онлайн-калькулятора, а также заказать аналитику рынка закупок, чтобы понимать свое конкурентное поле и возможные варианты по расширению каналов сбыта.
- Судя по решениям ФАС России, в последнее время значительно участились случаи представления участниками закупок недостоверной информации в составе заявок. Чаще всего недобросовестные участники фальсифицируют сведения о наличии у них опыта, связанного с предметом закупки, чтобы получить высокий балл при оценке конкурсных заявок или подтвердить свое соответствие дополнительным требованиям. Может ли электронная площадка как-то способствовать очищению госзаказа от любителей представлять фиктивные договоры?
ФАС уже сделала первый шаг в сторону очищения рынка закупок от недостоверных сведений, предоставляемых поставщиками. На сайте ведомства можно ознакомиться с реестром таких сведений и информацией о недобросовестных участниках, но, к сожалению, сама площадка этому поспособствовать никак не может.
Мы планируем интеграцию с этим реестром или сервисом, который поможет более быстро и предметно с ним сверяться, чтобы заказчик не тратил на это много времени. Мы видим это как аналог работы уже упомянутых сервисов — проверки контрагентов и на наличие участника в реестре иноагентов.
- Цифровизация закупок — это не только очевидные преимущества, но и определенные риски. Могут ли, например, персональные данные участников закупки при определенных обстоятельствах попасть к злоумышленникам? Или же достигнутый уровень защиты информации исключает такие ситуации? А какие угрозы видите лично вы? И что Росэлторг делает, чтобы купировать эти риски?
Персональные данные могут быть украдены злоумышленниками из любой защищенной системы в случае тех или иных уязвимостей. Росэлторг обеспечивает безопасность информационной системы на максимально высоком уровне. Помимо основного и обязательного комплекса организационных и технических мер, мы тщательно расследуем каждое обращение наших пользователей, если в таком обращении имеются признаки утечки информации.
Опасность, как правило, присутствует в тех областях закупочной деятельности, где участники не могут быть скрыты системой площадки от всех. Например, из-за требований организатора процедуры, если он хочет на каком-то этапе видеть участников торгов. Либо в силу требований законодательства, когда организатор обязан выкладывать в публичный доступ протокол с фамилиями и инициалами допущенных лиц. Также угроза есть в тех процессах, где участники еще до начала торгов себя идентифицируют — осматривают объект торгов, оставляют свои контактные данные, проявляют интерес. Одним словом, там, где персональные данные участников какими-то другими путями оказываются за пределами нашей информационной системы и могут стать добычей для злоумышленников.
По возможности мы принимаем меры защиты даже за пределами нашей зоны ответственности, например, информируем пользователей о таких рисках через всплывающие подсказки, консультируем заказчиков, настаиваем на оформлении обезличенных протоколов допуска без упоминания фамилий участников.
- Законодательство о закупках непрерывно совершенствуется, электронные процедуры последовательно упрощаются. Но увеличивается ли количество участников на одну закупку? Возрастает ли размер достигнутой по результатам торгов экономии бюджетных средств?
На сегодняшний день стремительного роста участников торгов мы не заметили — об этом говорит отслеживаемая нами статистика по рынку. В 2022 и 2023 гг. уровень конкуренции почти не менялся (2,4 заявки на лот), по данным на август текущего года, он догоняет показатели прошлых лет, но вряд ли значительно их превзойдет. Я связываю относительно стабильную ситуацию с количеством заявок на одну процедуру с текущими экономическими, политическими условиями, осторожными стратегиями игроков. Поставщикам приходится балансировать между тем, чтобы обеспечить себе нужную рентабельность при не совсем благоприятных рыночных условиях, и тем, чтобы соблюсти все нормы законодательства. Если конкуренция и будет расти, то не так быстро.
Что касается экономии, то здесь цифры немного отличаются — процент снижения средней цены контракта в этом году составляет 21,55 %, тогда как в 2022 и 2023 гг. он был примерно на одном уровне — 16,0 и 15,7 % соответственно. И это при том, что 2024 г. еще не подошел к концу и сейчас самый разгар сезона заключения сделок. Все это демонстрирует рост экономии средств за счет проведения закупок.
- Нередко заказчики ждут от оператора электронной площадки слишком многого — гораздо больше того, что он обязан выполнять по закону. Например, что именно оператор электронной площадки проведет содержательную проверку документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям. Или убедится, что в РНП нет информации об участниках и учредителях хозяйственного общества, подавшего заявку на участие в электронном аукционе. А какие еще ошибки такого рода вы могли бы назвать?
В законе четко сказано, на каких основаниях и в течение какого времени оператор электронной площадки осуществляет возврат заявки подавшему ее участнику. Выходить за эти рамки мы не имеем права, в нашей компетенции лишь предоставить сервисы, которые помогут ускорить дополнительную проверку, ее заказчик проводит самостоятельно.
Мы цифровизируем рутинные процессы при помощи сервисов, о которых я рассказывал ранее. Такие продукты напрямую не входят в обязательства оператора торгов, но их применение позволяет повысить вероятность закрытия процедур и, откровенно говоря, в целом улучшить их результативность посредством оптимизации работы участника закупки, экономии его времени.
Сейчас заказчики больше заинтересованы в быстрой проверке на соответствие национальному режиму в закупках и мониторинге обязательных лицензий и сертификатов. Площадка может проверить формальные параметры, но не может и часто не вправе погрузиться в тексты этих прилагаемых документов. В целом и по закону их проверка лежит на заказчике, поэтому тут придется проводить ручную работу, которая, конечно, отнимает много времени.
- Андрей Вячеславович, какие тренды в развитии электронных площадок вы видите в данный момент? Чего ждать заказчикам?
Главный тренд я упоминал еще в начале нашего разговора — трансформация электронных торговых площадок в бизнес-кластер. Будущее стоит за дополнительными сервисами, за закрытием всех потребностей пользователя, который пришел к нам за одной услугой, а получил решение сразу нескольких своих задач.
Не буду оригинальным, скажу, что будущее стоит за искусственным интеллектом, облачными технологиями. Современный темп жизни требует хранения и возможности обработки нужной информации в любое время и в любом месте с наименьшим количеством затраченных усилий.
Применяемые нами технологии уже значительно упрощают жизнь наших пользователей — быстрее составляется документация, находится нужная информация, проводятся мониторинги. Думаю, заказчики, как и поставщики, могут ждать еще большей автоматизации и еще большего спектра дополнительных сервисов и услуг. Уже имеющийся опыт в закупках мы планируем распространить и на другие наши направления деятельности. К примеру, начать применять ИИ при подборе объектов на имущественных торгах — это то, чего уже долго ждет рынок. Будем дорабатывать уже имеющиеся системы, в том числе рекомендательные. Росэлторг активно движется в этом направлении.