Образовательная деятельность подлежит лицензированию. Это следует из ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании), а также из п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490 (далее — ПП РФ № 1490).
Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности предполагает реализацию образовательных программ по перечню согласно приложению к ПП РФ № 1490. Базовый алгоритм работы с требованиями к участникам закупок образовательных услуг выглядит так:
- заказчик относит закупаемые образовательные услуги к тому или иному виду образовательных программ из Перечня, утвержденного ПП РФ № 1490;
- на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ к участникам закупки предъявляется требование о наличии у них разрешения на реализацию именно того вида образовательных программ, который требуется заказчику;
- заявки участников закупки, не соответствующих данному требованию, отклоняются по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ.
Как показывает анализ образовательной практики, труднее всего заказчикам дается самый первый из этих пунктов.
Например, при закупке услуг по повышению квалификации или переподготовке рабочих и служащих от участников требуют наличия разрешения на реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки (п. 18 и 19 Перечня, утв. ПП РФ № 1490). Вместе с тем существует Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Минпросвещения России от 14.07.2023 № 534. В случае закупки услуг по подготовке, переподготовке или повышению квалификации рабочих и служащих соответствующих профессий участники закупки должны обладать разрешением на реализацию основных программ профессионального обучения (п. 13–15 Перечня, утв. ПП РФ № 1490).
И наоборот, при закупке образовательных услуг, реализуемых в виде дополнительных профессиональных программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки, нельзя требовать от участников наличия разрешения на реализацию программ профессионального обучения. Неверная квалификация закупаемых услуг и, как следствие, предъявление к участникам закупки требований, которые не соотносятся с объектом закупки, расценивается контрольными органами как установление требований, не предусмотренных законом. Это запрещено в силу ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ[1].
О классификации образовательных услуг для целей определения применимых требований к участникам закупок автор уже рассказывал ранее в одном из выпусков журнала ПРОГОСЗАКАЗ.РФ[2], поэтому отсылаем всех интересующихся к той публикации (с учетом изменений, которые произошли с момента ее появления в упоминаемых нормативных правовых актах).
В предлагаемой статье остановимся на ошибках другого рода: когда заказчики отождествляют образовательную деятельность, требующую соответствующей лицензии, и услуги по обучению, для оказания которых такая лицензия не нужна.
Обучение по вопросам охраны труда
Согласно ст. 219 ТК РФ обучение по охране труда — это процесс получения работниками, в т. ч. руководителями организаций, а также работодателями — индивидуальными предпринимателями знаний, умений, навыков, позволяющих формировать и развивать необходимые компетенции с целью обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья. Работники, в т. ч. руководители организаций, и работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.......