Использование КТРУ является обязанностью заказчика в силу положений ч. 6 ст. 23 Закона № 44-ФЗ, а также п. 4 Правил использования КТРУ, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – ПП РФ № 145). Поэтому как неиспользование соответствующей позиции КТРУ, так и использование в противоречие с ПП РФ № 145 влечет административную ответственность заказчика. Не упрощает ситуацию и формирование извещения в структурированном виде, обязывающее заказчика выбрать в ЕИС один из вариантов представления сведений участником закупки в своей заявке. О том, какие нарушения выявляются контролем, и пойдет речь в настоящей статье.
Инструкция по заполнению заявки и КТРУ
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан подготовить инструкцию по заполнению заявки. При этом функционал ЕИС обязывает заказчика выбрать один из «предустановленных» видов инструкции. И сделав такой выбор, заказчик не может написать нечто иное в приложенном к извещению файле. В противном случае, он нарушает ч. 4 ст. 5 Закона № 44-ФЗ о приоритете структурированной формы, а также ч. 3 ст. 7 Закона № 44-ФЗ, поскольку вводит участников закупки в заблуждение. Иными словами, при подготовке инструкции заказчик должен огладываться на то, что именно он указал в ЕИС.
Пример
Согласно описанию объекта закупки, сформированного посредством ЕИС в структурированной форме заказчиком установлено требование к значению показателя товара «Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство» - «Лекарственное покрытие Зотаролимус и (или) эверолимус и (или) биолимус А9».
Согласно графе «инструкция по заполнению характеристик в заявке» содержащейся в извещении (сформированном через ЕИС) напротив показателя установлено: «Значение характеристики не может изменяться участником закупки».
Вместе с тем в приложенном к извещению файле инструкции по заполнению заявки указано: «Если в столбце «Требования к значению показателя товара, значения которых могут изменяться» показатель сопровождается словами «… или …», участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, установленное Описанием объекта закупки (не интервальное значение)».
Подобное формирование извещения заказчиком не позволяет заполнить заявку без нарушений.
Также и выбор «предустановленного» в ЕИС варианта инструкции должен быть осознанным.
Пример
При закупке светильника операционного заказчик выбрал позицию КТРУ 32.50.50.190-00002661 и указал в соответствии с ней требование к интенсивности освещения светового блока светильника: ≥ 10 и ≤ 50. Вариант инструкции: Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики. Поступила заявка, участник указал значение по данному показателю 50 кЛк, что отвечало требованиям извещения. Заказчик обратился к данным ГРМИ. На сайте Росздравнадзора было указано, что диапазон освещенности операционного поля от 15 до 150 кЛк. Комиссия отклонила заявку, посчитав представленные в заявке сведения недостоверными. Участник обратился с жалобой. Антимонопольный орган признал отклонение незаконным.
Если в приведенном выше деле потребность заказчика состояла именно в наличии диапазона регулирования показателя освещенности от 10 до 50 (или более широкий диапазон), заказчику следовало выбрать иной «предустановленный» в ЕИС вариант инструкции. Тогда отклонение было бы обоснованным.
Незаконным будут отклонение заявки и в том случае, если файл инструкции не конкретизирует информацию из ЕИС, оставляя выбор значения показателя за участником закупки. Последний вправе подготовить заявку в соответствии с буквальным прочтением порядка заполнения, указанного в ЕИС, даже если это не отвечает ожиданиям заказчика.
Пример
К закупке планировались медицинские изделия с кодом КТРУ 26.60.11.113-00000123 «система рентгеновская (флюорографическая) для скрининга органов грудной клетки»; при описании объекта закупки заказчиком в графе «характеристики товаров, работ, услуг» по пунктам № 3, 4, 7, 11 установлено значение характеристики «неважно»; разъяснений относительно допустимых способов указания в заявке характеристик по данным пунктам инструкция по заполнению заявки не содержала. Участник закупки оставил значение «неважно» без изменения. Комиссия заказчика отклонила заявку.
Антимонопольный орган и суды признали отклонение заявки незаконным.
С учетом изложенного, заказчик обязан изложить в файле инструкции по заполнению заявки всю информацию о порядке представления сведений в заявке участника закупки. Однако разъяснять в инструкции каждый символ, использованный в позиции КТРУ, заказчик не обязан