Нередко требование к комплектации закупаемого медицинского изделия (обычно, медицинского оборудования) рассматривается антимонопольными органами как нарушение ч. 29 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (незаконное объединение товаров в рамках одной закупки). А
ключевым доказательством нарушения выступает справочная информация выбранной заказчиком позиции КТРУ. Тому, как заказчику аргументировать правомерность своих действий, и посвящена данная статья.
Суть проблемы
Положения Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 (далее – ПП РФ № 620) запрещают объединение в рамках одного контракта (одного лота) медицинских изделий различных видов в соответствии с Номенклатурной классификацией медицинских изделий по
видам (далее — НКМИ), утв. приказом Минздрава РФ от 06.06.2012 № 4н (далее – Приказ №4н), при условии, что НМЦК превышает указанное в п. 1 ПП РФ № 620 значение.
В результате заказчики дробят свою потребность в однородных товарах (например, в перчатках медицинских) на множество закупок. Такие действия хоть и вызывают недовольство, однако исключают риск привлечения к административной ответственности за нарушение требований ПП РФ № 620.
При этом в ряде случаев заказчик не может разделить закупку на несколько, поскольку передаваемые заказчику медицинские изделия составляют один сложный товар (как правило, медицинское оборудование), а их перечень сформирован в виде требования к комплектации.
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – ПП РФ № 145), заказчик обязан использовать соответствующую закупаемому товару позицию КТРУ и указать в соответствии с ней наименование товара, единицу измерения и описание (при наличии).
Однако терминология ПП РФ № 620 и ПП РФ № 145 различна. Первый оперирует термином «медицинские изделия», второй – «товар». И данные термины нельзя воспринимать как синонимы. Приведу простой пример: видеоэндоскопический комплекс, состоящий из
эндоскопа, видеоцентра и монитора – это 3 медицинских изделия, но один (!) товар. В результате, заказчики массово сталкиваются с жалобами на незаконное неприменение позиции КТРУ на каждый элемент комплектации закупаемого товара.
Пример
Заказчику требуется к поставке МРТ-совместимая инфузионная станция с условием о комплектации ее инфузионными насосами (перистальтическим и шприцевым). НМЦК превышает 1,5 млн руб. Поступила жалоба на нарушение ПП РФ No 620.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что элементы закупаемой заказчиком комплектации являются медицинскими изделиями и отнесены к различным кодам вида НКМИ:
- 273740 (МРТ-совместимая инфузионная станция);
- 260420 (инфузионный перистальтический насос);
- 229860 (инфузионный шприцевой насос).
Приведенные выше изделия не являются расходными материалами, что свидетельствует о нарушении заказчиком ПП РФ № 620. Комиссия Московского УФАС России также указала, что медицинские изделия, отнесенные к коду вида НКМИ 273740, не содержат в своем составе
инфузионных насосов, поскольку описание вида медицинского изделия не содержит прямого на это указания. В связи с чем доводы заказчика о приобретении товара в конкретной комплектации, а не нескольких товаров, были отклонены. Жалоба была признана
обоснованной.
Таким образом, каждый заказчик при предъявлении требования к комплектации товара несколькими медицинскими изделиями или принадлежностями, в отношении которых в КТРУ имеются самостоятельные позиции, должен провести тест на правомерность такого требования.
О нем и пойдет речь ниже.
Тест на правомерность действий заказчика
Тест на правомерность или «ФАСоустойчивость» требования к комплектации состоит из трех вопросов, которые должен задать себе (или ответственному за подготовку ТЗ специалисту) сотрудник контрактной службы перед публикацией извещения.
Вопрос № 1. Охватывается ли требуемая комплектация описанием вида медицинского изделия, приведенным в справочной информации позиции КТРУ?
В силу п. 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ, утв. ПП РФ № 145, в состав позиции КТРУ включены в т. ч. и справочные сведения, включающие коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации,
каталогизации (при наличии). В отношении медицинских изделий согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – Закон № 323-ФЗ) применяется НКМИ, утв. Приказом № 4н.
НКМИ содержит код вида, наименование вида и описание вида, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
Именно такое описание вида НКМИ и приводится в каждой позиции КТРУ, соответствующей медицинскому изделию.
С учетом изложенного, антимонопольные органы при проверке законности выбора позиций КТРУ заказчиком ориентируются именно на такое описание вида НКМИ.
Пример
Заказчик объявил закупку операционного микроскопа. В требовании к комплектации микроскопа указано в т. ч. операционное кресло. Заявитель указал, что микроскоп относится к коду вида НКМИ 260240, а операционное кресло — к другому коду вида НКМИ, что
противоречит п. 1 ПП РФ № 620.
Антимонопольный орган признал жалобу обоснованной, поскольку описание вида 26024 не содержит указаний на операционное кресло.
Или на характеристики, включенные в состав описания КТРУ................