• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Навигатор по Закону №44-ФЗ
  • Поставщикам
  • Цены
  • О нас
  • 25 июня 2025
    Обзор изменений в постановлении Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, вступивших в силу с 19 июня 2025 г.

    Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 (далее — ПП РФ № 1875) — ключевой нормативный правовой акт, устанавливающий правила применения «защитных мер» (запрета и ограничения закупок российских товаров, преимущества в отношении российских товаров) как по Закону № 44-ФЗ, так и по Закону № 223-ФЗ. Вместе с тем практика его применения в первом полугодии 2025 г. показала, что некоторые из содержащихся в нем норм требуют точечных корректировок. Именно в этой связи Правительством РФ было принято постановление от 10.06.2025 № 879 (далее — ПП РФ № 879), вступившее в силу с 19 июня 2025 г. В предлагаемой статье рассмотрим произошедшие изменения и покажем, в чем заключается их практическое значение. 

    Установлены особенности подготовки описания объекта закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ в случае объективной невозможности применения ограничения и преимущества

    При описании в качестве объекта закупки товара, в отношении которого установлены запрет, ограничение или преимущество, ч. 1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ требует указывать характеристики товара российского происхождения.

    Нет проблем, если такой товар существует. Но что, если производство определенного товара из числа промышленной продукции на территории РФ отсутствует или прекращено? Вероятность этого признавал в т. ч. и сам Минфин России в п. 10.2 письма от 31.01.2025 № 24-01-06/8697, рекомендуя заказчикам декларировать соответствующие факты в описании объекта закупки. Однако эта рекомендация, конечно, не носила для заказчиков обязывающего характера. И хотя некоторые контрольные органы ставили знак равенства между невыполнением данной рекомендации и неисполнением требований ч. 1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, другие резонно отмечали отсутствие правовых оснований для этого.

    Пример правовой оценки

    Комиссия УФАС не принимает ссылку заявителя жалобы на письмо Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697 в части обязательного декларирования невозможности соблюдения требования об указании в описании объекта закупки характеристик товара российского происхождения. Исходя из дословного толкования последнего абзаца п. 10.2 вышеуказанного письма указанная в нем формулировка «представляется целесообразным» носит рекомендательный характер и не является императивной нормой.

    Отсутствие нормативно закрепленного порядка действий при наличии объективных препятствий к исполнению ч. 1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ приводило к перегибам в правоприменительной практике: заказчикам было очень сложно (а то и невозможно) обосновать необходимость закупки заведомо иностранной продукции при наличии российских товаров с таким же наименованием. В решениях контрольных органов получила распространение формулировка «требование к указанию характеристик товара российского происхождения при описании объекта закупки превалирует над потребностью заказчика в товаре иностранного происхождения в случае наличия производства такого товара на территории Российской Федерации». Она звучала всякий раз, когда заявитель жалобы указывал на наличие товаров, одноименных закупаемым, например, в ГИСП.

    Вместе с тем в силу ч. 5 ст. 33 Закона № 44-ФЗ Правительством РФ могут устанавливаться особенности описания отдельных видов объектов закупок. В реализацию этого правомочия Правительством РФ были приняты следующие хорошо известные закупщикам нормативные правовые акты:

    • Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Особенности, ПП РФ № 1380);
    • Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224 «Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования»;
    • Постановление Правительства РФ от 12.01.2023 № 10 «Об особенностях описания тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд…».

    Очевидно, что в случае подготовки описания объекта закупки с учетом вышеуказанных нормативных правовых актов установленные ими особенности будут иметь приоритет перед общей обязанностью указывать в описании объекта закупки характеристики товаров российского происхождения, поскольку ч. 5 ст. 33 Закона № 44-ФЗ является специальной нормой по отношению к ч. 1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Это подтверждает и правоприменительная практика 2025 г.

    Например, Особенности, утвержденные ПП РФ № 1380, гарантируют заказчикам право при наличии должного обоснования указывать в описании объекта закупки любые характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по их применению, — даже если они указывают на конкретного производителя лекарственного препарата. И если участник закупки со ссылкой на ч. 1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ обжалует включение в описание объекта закупки характеристики, исключающей возможность предложить к поставке лекарственный препарат российского происхождения, такая жалоба будет признана необоснованной при наличии обоснования необходимости спорной характеристики, предусмотренного п. 6 вышеуказанных Особенностей.

    С 19 июня 2025 г. к числу актов Правительства РФ, устанавливающих особенности описания объекта закупки, добавилось и непосредственно ПП РФ № 1875. Вступила в силу новая редакция подп. «а» п. 7 ПП РФ № 1875, где устанавливаются особенности описания объекта закупки, являющегося товаром (в т. ч. поставляемым при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), производство которого на территории Российской Федерации отсутствует.

    Согласно абз. 3 подп. «а» п. 7 ПП РФ № 1875 в случае закупки товаров, указанных в поз. 1–433 приложения № 2, заказчикам необходимо:

    1. декларировать в извещении о закупке (или приглашении принять участие в определении поставщика) факт отсутствия в РРПП товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика;
    2. указывать в описании объекта закупки характеристик товара, потребность в котором имеется у заказчика и который отсутствует в РРПП;
    3. включать в описание объекта закупки копию направленного до начала осуществления закупки в Минпромторг России уведомления об отсутствии закупаемого товара в РРПП[9].

    С нашей точки зрения, такая декларация должна составляться в т. ч. при осуществлении закупок товаров из поз. 1–433 приложения № 2, для которых установлены специальные отраслевые особенности подготовки описания объекта закупки. Например, в случае закупки лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП, включенных в поз. 433 приложения № 2 и при этом отсутствующих в РРПП, должны выполняться как особенности, предусмотренные подп. «а» п. 7 ПП РФ № 1875, так и Особенности, утв. ПП РФ № 1380.

    Если на территории России отсутствует производство товаров, не включенных в поз. 1–145 приложения № 1 и поз. 1–433 приложения № 2, то в силу абз. 4 подп. «а» п. 7 ПП РФ № 1875 заказчик декларирует в извещении о закупке или в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) факт отсутствия на территории РФ производства такого товара с характеристиками, соответствующими его потребности, после чего указывает в описании объекта закупки характеристики необходимого товара, производство которого на территории РФ отсутствует.

    Обратите внимание, что декларирование, предусмотренное подп. «а» п. 7 ПП РФ № 1875, требуется и в том случае, когда товар с необходимыми характеристиками производится на территории других стран — участниц ЕАЭС (в т. ч. включен в ЕРПТ, если говорить о товарах, указанных в поз. 1–433 приложения № 2). В подп. «а» п. 7 ПП РФ № 1875 нет никаких исключений для евразийских товаров.

    Выполнение действий, предусмотренных подп. «а» п. 7 ПП РФ № 1875, юридически оформляет объективную невозможность исполнения заказчиком требований ч. 1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в отношении указанных в рассматриваемой норме товаров и создает условия для последующего безопасного[10] указания в описании объекта закупки характеристик, соответствующих потребности заказчика. Даже если таким характеристикам соответствует заведомо иностранный товар или товар, российское происхождение которого не подтверждено записью в РРПП.

    Разумеется, заказчик должен быть готов обосновать необходимость включения в описание объекта закупки характеристик, отсутствующих у российских товаров и имеющихся исключительно у товаров иностранного производства. Приведем пример из практики, формировавшейся до 19 июня 2025 г., но сохраняющий актуальность и после указанной даты.

    Пример

    Объект закупки — поставка кресел для гемодиализа. Товар отнесен к поз. 179 приложения № 2, в связи с чем в извещении установлено ограничение.

    Довод жалобы: в описании объекта закупки установлены характеристики товара в части углов наклона элементов кресла, необоснованно ограничивающие возможность предложения российских товаров, сведения о которых имеются в РРПП (участником закупки представлена сравнительная таблица). Как следствие, описанию объекта закупки соответствуют исключительно товары иностранного происхождения.

    Возражение заказчика: закупаемое изделие относится к коду НКМИ 235730 «Кресло для гемодиализа, с электропитанием». По данным ГРМИ, с данным НКМИ зарегистрированы товары исключительно иностранного происхождения (Чехия, Италия, Китай, Германия, Венгрия). В РРПП информация о креслах для гемодиализа также отсутствует. В связи с изложенным техническое задание составлено с использованием характеристик товаров двух различных иностранных производителей.

    Правовая оценка УФАС: заказчик не ограничен в праве включать в извещение требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и не обязан устанавливать в извещении, вопреки своим потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Иными словами, заказчик не обязан закупать товар, который ему не подходит. В сравнительной таблице заявителя жалобы указаны кресла, предназначенные для иных процедур, не связанных с гемодиализом. Такие кресла могут создавать пациентам неудобства при проведении процедуры гемодиализа, которая занимает продолжительное время.

    Таким образом................