Едва ли не самое сложное в применении дополнительных требований к участникам закупки — это соотнесение объекта закупки с теми или иными позициями приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее — ПП РФ № 2571). Итогом этой работы является выбор применимой позиции либо принятие решения о том, что ни одна из существующих позиций не подходит и дополнительные требования к участникам закупки не устанавливаются.
В предлагаемой статье эта проблема будет проиллюстрирована на примере работ по расчистке водных объектов (прудов, озер, водохранилищ и т. д.), закупаемых региональными и муниципальными заказчиками. Относятся ли эти работы к «работам по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории», указанным в поз. 9 раздела II приложения к ПП РФ № 2571? В случае утвердительного ответа заказчику необходимо установить соответствующие требования к участникам закупки при условии, что НМЦК закупки превышает:
- 10 млн руб., если закупка осуществляется для обеспечения федеральных нужд;
- 5 млн руб., если закупка осуществляется для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд.
Если же такие работы нет оснований относить к работам в сфере градостроительной деятельности, то дополнительные требования к участникам закупок могут устанавливаться только в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ при условии, что НМЦК превышает 20 млн руб.
Обзор текущей правоприменительной практики по вопросу о правомерности установления дополнительных требований к участникам закупок на выполнение работ по расчистке водных объектов приведен в табл. 1.
Таблица 1
Правоприменительная практика по вопросу о правомерности установления дополнительных требований к участникам закупок на выполнение работ по расчистке водных объектов
| Информация о закупке | Действия по установлению дополнительных требований в соответствии с поз. 9 раздела II приложения к ПП РФ № 2571 неправомерны | Установление дополнительных требований в соответствии с поз. 9 раздела II приложения к ПП РФ № 2571 правомерно | |
| Код ОКПД2 | 42.91.20.140 | ||
| НМЦК | 5 224 390 руб. | 15 201 210 руб. | 15 645 465 руб. |
| Предмет закупки | Работы по расчистке ложа пруда | Выполнение работ по расчистке участка р. Излучная | Расчистка русла р. Кама с благоустройством береговой линии |
| Извещение | 0846500000622000009 | 0361200015024003127 | 0811600002323000136 |
| Дополнительные требования | Поз. 9 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571: работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории | ||
| Решение контрольного органа | Решения Липецкого УФАС России от 17.02.2022 по делу № 048/06/105-173/2022, от 17.02.2022 по делу № 048/06/105-174/2022 | Решение Сахалинского УФАС России от 28.05.2024 по делу № 065/06/106-338/2024 | Решение Татарстанского УФАС России от 16.10.2023 по делу № 016/06/31-1423/2023 |
Закупки, указанные в таблице 1, объединяет тот факт, что всеми заказчиками был выбран ОКПД2 42.91.20.140 «Работы дноуглубительные, работы по удалению скальных пород и илистых отложений и прочие строительные гидротехнические работы», который является составной частью строительного кода ОКПД2 42 «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства».
Согласно классификатору ОКПД2 производство дноочистительных, дноуглубительных и берегоукрепительных работ входит в группировку 42.91 «Сооружения водные; работы строительные по строительству водных сооружений», раздела F «Сооружения и строительные работы».
В соответствии с п. 1 ст. 61 ВК РФ проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
Раздел II приложения к ПП РФ № 2571 устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности.
По результатам анализа правоприменительной практики констатируем, что территориальные органы ФАС России не выработали единого подхода по вопросу об установлении дополнительных требований к участникам закупок на выполнение работ по расчистке водных объектов.
Как разъяснил регулятор контрактной системы, при установлении дополнительных требований к участникам закупки заказчик должен руководствоваться действующим законодательством РФ и исходить из сформированного объекта закупки, в т. ч. учитывая вид работ, услуг, тип объекта, а также НМЦК. Вид или сфера деятельности заказчика не образуют условия применения дополнительных требований к участникам закупки. Наименования разделов, а также позиций, указанных в приложении к ПП РФ № 2571, сформированы в отношении сферы закупаемых товаров, работ, услуг и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика.
Вместе с тем при осуществлении закупок по расчистке водных объектов заказчики идут различными путями:
а) при НМЦК от 5 млн руб. до 20 млн руб.:
не устанавливают дополнительные требования;
устанавливают требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (в соответствии с поз. 9 раздела II приложения к ПП РФ № 2571), т. н. «специальная предквалификация».
б) при НМЦК свыше 20 млн руб.:
устанавливают требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (в соответствии с поз. 9 раздела II приложения к ПП РФ № 2571);
устанавливают требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (в соответствии c п. 4 ПП РФ № 2571), т. н. «универсальная стоимостная предквалификация».
Какой именно путь предпочесть, заказчикам приходится решать самостоятельно с учетом позиции своего контрольного органа. Так, в случае министерства природных ресурсов и экологии Липецкой области заказчик ушел от «специальной предквалификации» и сосредоточился только на «универсальной стоимостной предквалификации». Вместе с тем автор выражает надежду, что рассмотренный в данной статье специфический вопрос найдет отклик у заказчиков и контрольных органов, которые смогут в итоге выработать единый подход к данной проблеме.
Опубликовано в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2025. № 5
Автор статьи: