• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 06 июля 2017
    Минкомсвязь опубликовала методические рекомендации по переходу госорганов на отечественное ПО

    Минкомсвязь опубликовала  подписанный 29 июня 2017 года приказ об утверждении методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения (ПО), в том числе взамен ранее закупленного офисного ПО – в частности, к 2020 году Минкомсвязь рекомендует федеральным органам исполнительной власти использовать отечественные ОС на 80% рабочих мест.

    Работу по переходу органов власти и отечественное ПО Минкомсвязь России ведёт во исполнение распоряжения правительства РФ «Об утверждении плана перехода органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного программного обеспечения», которое вышло в июле 2016 года. Переход органов власти на использование отечественного офисного ПО должен быть осуществлён, напомним, за три года.

    Методические рекомендации разработаны по результатам прошедшего в первой половине 2017 года пилотного проекта, в ходе которого Минкомсвязь, министерство промышленности и торговли РФ, министерство финансов РФ, федеральная служба судебных приставов России, федеральная налоговая служба, фонд социального страхования России и Пенсионный фонд РФ тестировали российское ПО.

    Как писал D-Russia.ru, по итогам тестирования импортозамещающего офисного ПО в госорганах сформулированы более 800 замечаний. Тестирование программного обеспечения, в том числе по «облачной технологии» (имеется в виду продукт «МойОфис Частное Облако»), проводили более 45 тысяч пользователей на более чем ста «площадках» участников пилотного проекта, включающих центральные аппараты ведомств, их территориальные подразделения и подведомственные учреждения.

    Тестировавшееся ПО:

    • «Альт Сервер», ПО «Защищенная мобильность» в составе Защищенная почта, Защищенный календарь, Защищенные контакты
    • Операционная система специального назначения Astra Linux Special Edition РУСБ.10015-01
    • «МойОфис» Стандартный, Профессиональный и Частное Облако
    • «АльтЛинукс» СПТ
    • База данных Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ»
    • Средства виртуализации «Брест»
    • Операционная система типового дистрибутива АИС ФССП России, ОС «Гослинукс»
    • Технологическая платформа АИС ФССП России
    • Информационно-справочная система «Кодекс/Техэксперт»
    • «Базальт» Рабочая станция
    • Система документационного управления «Приоритет» на платформе DocsVision
    • Программный продукт для видеоконференцсвязи и унифицированных коммуникаций VideoMost Server
    • СЭД «Кодекс: Документооборот»

    Теперь федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам при планировании мероприятий по информатизации на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов предложены методические рекомендации Минкомсвязи. Сама Минкомсвязь рассматривает их как средство исполнения распоряжения правительства РФ от 26 июля 2016 г. № 1588, которым утвержден план перехода органов власти на отечественное офисное ПО.

    Методические рекомендации Минкомсвязи касаются исключительно «офисного ПО». К офисному ПО Минкомсвязь относит «операционную систему, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты». Без специального определения документ использует также понятие «офисный пакет»; из контекста можно догадаться, что речь идёт о совокупности не менее чем четырёх программных продуктов из числа перечисленных выше.

    Офисное ПО может представлять собой «коробочный» (устанавливаемый на рабочую станцию), клиент-серверный или «облачный» программный продукт. Если офисное ПО поставляется из облака, Минкомсвязь рекомендует использовать «инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме, создания, доступа, обработки, хранения и удаления электронных документов».

    Органу исполнительной власти следует, говорится в рекомендациях, назначить ответственного за переход к отечественному офисному ПО – это должен быть, как минимум, заместитель руководителя госоргана. Переход на отечественный офисный софт рекомендован как центральному аппарату органа исполнительной власти, так и его территориальным подразделениям.

    Также Минкомсвязь опубликовала рекомендованные показатели эффективности перехода от импортного к отечественному офисному ПО. Так, на отечественные операционные системы в 2017 году рекомендовано перевести не менее 30% компьютеров центрального аппарата госоргана и не менее 20% территориальных органов, к 2020 году отечественными ОС должны пользоваться не менее 80% сотрудников госоргана.

    Показатели для ПО для электронного документооборота таковы: в 2017 году – не менее 50% центрального аппарата госоргана, не менее 30% территориальных. К 2020 году рекомендовано перейти на отечественное ПО полностью.

    Отечественные текстовые и табличные редакторы Минкомсвязь рекомендует к 2019 году установить не менее чем на 80% рабочих мест сотрудников госоргана.

    Замене подлежит любое ПО, не вошедшее в реестр отечественного ПО, говорится в рекомендациях. Исключений не делается ни для продлеваемых лицензий, ни для предустановленных программных продуктов, приобретаемых вместе с компьютерной техникой. В этом методические рекомендации полностью повторяют предложения Минкомсвязи по ужесточению правил госзакупок ПО, предусмотренных постановлением правительства № 1236 о запрете на допуск к госзакупкам программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

    Читать первоисточник: Экспертный центр электронного государства (05.07.2017)