• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 24 сентября 2019
    ФРИИ предлагает улучшить работу экспертного совета по реестру российского софта

    Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предлагает улучшить работу экспертного совета при Минкомсвязи по ведению реестра российского программного обеспечения за счет создания апелляционной комиссии и налаживания обратной связи компаний-разработчиков с членами экспертного совета, следует из проектов нормативных правовых актов, подготовленных ФРИИ.

    "Видим, что есть сложности российских компаний со "входом" в реестр, и нам показалось важным рассмотреть возможность совершенствования методологии и предоставления больших прав для разработчиков в оспаривании решения экспертного совета, - прокомментировала "Интерфаксу" предложения фонда директор по правовым инициативам ФРИИ Александра Орехович. - Мы предложили несколько инициатив, которые должны помочь экспертному совету, принимающему соответствующие решения, повысить уровень открытости и воспользоваться более совершенной методологией работы".

    В числе прочего ФРИИ предлагает предоставить (соответствующим постановлением правительства РФ - ИФ) Минкомсвязи РФ право создать апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с экспертными заключениями и решениями экспертного совета, а также определять правила и порядок работы этой комиссии. Также в правительственном постановлении предлагается указать случаи, когда компания-разработчик, подавшая заявление на включение своего продукта в реестр российского ПО, может подать жалобу в апелляционную комиссию.

    Помимо этого, правила работы экспертного совета (определены приказом Минкомсвязи) предлагается дополнить нормой, согласно которой совет, в случае отрицательного заключения по тому или иному заявлению, должен привлекать для участия в своих заседаниях представителей компаний-разработчиков для предоставления разъяснений по вопросам функционирования ПО или предоставления возражений по решению совета.

    "Нам кажется справедливым предоставить максимально прозрачные возможности для российских компаний получать обратную связь от экспертного совета о том, почему компания не вошла в реестр, - отметила Орехович. - Мы считаем уместным предоставить основателям российских компаний-заявителей возможность лично присутствовать на заседаниях экспертного совета. Это нужно для того, чтобы в случаях отрицательного решения иметь возможность разъяснить детали и предоставить доказательства для членов совета".

    Кроме того, предложение ФРИИ предусматривает включение в экспертное заключение о "российскости" ПО и в решение экспертного совета мотивировочной части. Последняя, по замыслу фонда, должна включать в себя, в частности, результаты экспертизы и основания для принятия отрицательного решения.

    Еще одно нововведение ФРИИ предполагает предоставление компании-разработчику права заявлять отвод тому или иному члену экспертного совета, если имеются основания подозревать у него конфликт интересов. Впрочем, для членов совета предлагается ввести механизм самоотвода на случай рассмотрения заявок от компаний, продукты которых пересекаются с продуктами разработчиков, чьи интересы могут быть представлены в совете.

    По словам Орехович, предложения ФРИИ будут вынесены на обсуждение в рабочей группе по нормативному регулированию цифровой экономики (занимается, в частности, подготовкой предложений по повышению открытости и прозрачности работы по включению программного обеспечения в реестр российского ПО). В случае их одобрения и согласования эти предложения будут направлены на рассмотрение в Минкомсвязи.

    В РФ реестр отечественного софта действует с 2016 года. В настоящее время в него включено около 6 тыс. программных продуктов. Согласно действующей нормативной правовой базе, госзаказчики при закупке ПО должны приобретать софт, включенный в реестр, или обязательно обосновывать закупку зарубежного софта. Для госкомпаний действуют аналогичные директивы правительства РФ.

    В соответствии с программой "Цифровая экономика", к 2024 году доля отечественного ПО в закупках органов власти РФ должна составить 90% (60% в 2019 году), а в компаниях с госучастием - 70% (45% в 2019 году).

    В 2017 году Минкомсвязи заявляло, что среднестатистическое значение показателя "доля закупок отечественного готового ПО" в общем объеме закупок готового ПО составила в 2016 году 65,35% (44,5% в 2015 году) для органов исполнительной власти субъектов РФ и 62,3% - для федеральных органов исполнительной власти.

    Руководитель Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (ЦКИКТ) Илья Массух отмечал тогда же, что уровень проникновения российского софта (в целом, не только готового ПО) у госзаказчиков составляет порядка 5% и постепенно растет.

    Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ (23.09.2019)