Заказчик объединил в один лот продукты разных категорий: молоко, крупа, мясо и т.д. Планировалась их долгосрочная еженедельная поставка по предварительным заявкам для социально значимых учреждений.
Контрольный орган признал это ограничением конкуренции по следующим основаниям:
- предмет закупки — продукты разных категорий. Они составляют самостоятельные товарные рынки. У поставщиков может и не быть возможности поставить продукцию в совокупности;
- товары имеют разные потребительские свойства. Они не связаны между собой технологически и функционально;
- в закупке трудно участвовать производителям, ведь товары другой линейки им нужно приобретать у иных хозсубъектов.
Антимонопольный орган посчитал, что продукты следует закупить отдельными лотами.
Суды с таким подходом не согласились, в частности, по следующим основаниям:
- Закон № 44-ФЗ не запрещает закупать одним лотом товары, которые можно поделить на отдельные виды;
- в документации не обязательно должны устанавливаться условия, которые удовлетворяют всех возможных участников;
- различная продукция в рамках одного лота составляет единый объект закупки. Она относится к одному виду товаров — пищевой продукции;
- основная задача торгов — эффективное использование бюджета, а не обеспечение возможности для участия максимального количества претендентов. Если у каких-либо участников нет возможности поставить товар, это не значит, что их права нарушены или ограничена конкуренция;
- в закупке участвовало 6 претендентов. Контролеры не доказали, что разделение закупки на отдельные лоты увеличило бы количество участников, а цена товара снизилась бы или осталась неизменной.
Кроме того, суды учли следующие пояснения заказчика:
- закупка продуктов в рамках одного контракта в течение длительного времени более удобна и выгодна;
- объединение продуктов в один лот удовлетворяет потребности различных категорий людей;
- стороны по соглашению смогут перераспределять товарные единицы в рамках одного контракта без изменения цены;
- при закупке товаров несколькими лотами будет больше контрактов. Это увеличит трудозатраты заказчика, затруднит поставку и приемку товара, а также оформление отчетных документов.
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14.10.2020 по делу № А33-311/2020
Читать первоисточник: КонсультантПлюс (05.11.2020)