Часть 8 статьи 95 Закона №44-ФЗ предусматривает следующие основания для расторжения контракта: по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Односторонний отказ позволяет заказчику прекратить обязательства по контракту в том случае, когда другая сторона нарушила существенные условия контракта и свои обязательства, указанные в тексте контракта. Если контракт расторгнут в одностороннем порядке, у нерадивого поставщика есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков. А заказчик получает возможность заключить контракт со следующим участником закупки или провести запрос котировок независимо от НМЦК и годового объема закупок. В нашей статье мы подробно рассмотрим последовательность действий заказчика по одностороннему отказу от исполнения контракта, заключенного по результатам электронных процедур (закрытых электронных процедур).
Когда заказчик вправе применить односторонний отказ
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона №44-ФЗ односторонний отказ заказчика от исполнения контракта возможен, если основания для этого предусмотрены нормами Гражданского кодекса РФ о соответствующем виде обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. При этом в ст.717, п.1 ст.782 ГК РФ закреплено право заказчика отказаться от исполнения контракта даже в случаях, если нарушений со стороны контрагента не было. Но анализ норм ч.ч.10, 11, 14 ст. 95 Закона №44-ФЗ показывает, что ч.9 ст.95 Закона №44-ФЗ может применяться только в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту. Такой вывод подтверждается письмом ФАС России от 12.03.2019 №ИА/18794/19, в котором ведомство разъяснило, что принятие решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта.
Нормы ГК РФ, позволяющие заказчику отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, мы собрали в таблицу:
Норма ГК РФ |
Основание |
Контракт на поставку товара |
|
п.1 ст.463 |
Поставщик не передал заказчику проданный товар |
ст.464 |
Документы или принадлежности, относящиеся к товару, не переданы заказчику и в установленный заказчиком срок поставщик не исправил этот недостаток |
ст. 468 |
Поставлен товар с нарушением условия об ассортименте |
п.2 ст.475 |
Поставлен некачественный товар (обнаружены: – неустранимые недостатки, – недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, – недостатки выявляются неоднократно или проявляются вновь после их устранения, – другие подобные недостатки) |
п.2 ст.480 |
Поставлен некомплектный товар и поставщик в разумный срок не выполнил требования заказчика о доукомплектовании товара |
ст.482 |
Подлежащий затариванию и (или) упаковке товар передан без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке |
ст.490 |
Неисполнение поставщиком обязанности по страхованию товара, если такая обязанность была предусмотрена контрактом |
ст.523 |
Поставщик поставил товары ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок или неоднократно нарушил сроки поставки товаров |
Контракт на выполнение работ, оказание услуг |
|
п.3 ст.708 и п. 2 ст.405 |
Подрядчик нарушил сроки выполнения работ, вследствие чего исполнение потеряло интерес для заказчика |
п.2 ст.715 |
Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным |
п.3 ст.715 |
Во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом и подрядчик не исполнил в назначенный срок требование заказчика об устранении недостатков |
п.3 ст.723 |
Недостатки работы, допущенные подрядчиком, не были устранены в установленный заказчиком срок либо эти недостатки являются существенными и неустранимыми |
ст.737 |
Обнаружены существенные недостатки результата работы и подрядчик не выполнил требование заказчика об их безвозмездном устранении |
Перечислять в контракте возможный перечень оснований для одностороннего отказа необязательно. ВС РФ в пункте 14 Обзора от 28.06.2017 указал, что отсутствие в контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ.
При этом в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 №№ 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16 рекомендуется включать в проект контракта перечень случаев одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Но данное письмо говорит о целесообразности, а не об обязательности таких действий.
Право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта должно быть указано в контракте, в противном случае заказчик не может отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке на основании ч.9 ст.95 Закона №44-ФЗ. Следует учитывать, что при включении в контракт права на односторонний заказ для заказчика, другая сторона контракта в силу ч.19 ст.95 Закона №44-ФЗ также получает аналогичное право.
Для возможности формирования и направления в ЕИС контрагенту решения об одностороннем отказе необходимо, чтобы в информации о контракте в реестре контрактов был установлен признак «Контрактом предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Закона 44-ФЗ». С 1 апреля 2022 года данный признак переходит из извещения об осуществлении закупки без возможности редактирования, поэтому заказчику необходимо предусмотреть право на односторонний отказ уже при формировании структурированной формы извещения в ЕИС.
Усилить позицию заказчика, решившегося на одностороннее расторжение контракта, может проведение независимой экспертизы. Согласно ч.10 ст.95 Закона №44-ФЗ, заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом следует учитывать, что в таком случае решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы в заключении будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч.11 ст.95 Закона №44-ФЗ).
Когда заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке
В соответствии с ч.15 ст.95 Закона №44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (независимо от наличия соответствующего условия в тексте контракта), в следующих случаях:
– если в ходе исполнения контракта установлено, что контрагент и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением или (при закрытых закупках) документацией требованиям к участникам закупки (за исключением требования об отсутствии информации об участнике в РНП (при наличии такого требования) и (или) поставляемому товару;
– если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении поставщика участник закупки представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в извещении, что позволило ему стать победителем;
– если в ходе исполнения заключенного в соответствии с п.47 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут;
– если в ходе исполнения контракта, заключенного в соответствии с п.48 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ, расторгнут контракт со встречными инвестиционными обязательствами, заключенный в соответствии со ст.111.4 Закона №44-ФЗ.
Две последние нормы являются специфичными и вряд ли большинству заказчиков придется с ними столкнуться. Что же касается случаев выявления несоответствия поставляемого товара (или поставщика) установленным требованиям, такие ситуации на практике встречаются достаточно часто. Здесь нужно отметить, что если поставщика не было в РНП на момент рассмотрения заявок и информация о нем появилась в РНП в период заключения или исполнения контракта, это не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика. Такой вывод сделал Верховный суд в Определении от 3 июня 2021 г. №310-ЭС21-7923 по делу № А14-17053/2019.
Порядок действий заказчика при одностороннем отказе
В июле 2022 года вступила в силу новая редакция статьи 95 Закона № 44-ФЗ и процедура одностороннего отказа для большинства закупок перешла в электронную форму. К таким закупкам относятся все открытые электронные процедуры (в том числе закупки у единственного поставщика по ч.12 ст.93 Закона №44-ФЗ) и закрытые электронные процедуры. Порядок действий заказчика в этом случае установлен ч.12.1 ст.95 Закона №44-ФЗ.
В бумажной форме решение об одностороннем отказе направляется только для закрытого конкурса или аукциона, закупок у единственного поставщика (за исключением закупок по ч. 12 ст. 93), закупок по решению Правительства, закупок на территории иностранного государства. Порядок направления «бумажного» решения об одностороннем отказе регулируется ч.12.2 ст.95 Закона №44-ФЗ.
Алгоритм одностороннего расторжения контракта для электронных процедур, установленный ч.12.1 ст.95 Закона №44-ФЗ, состоит в следующем:
– заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает решение в ЕИС. В случаях, перечисленных в ч. 5 ст.103 Закона №44-ФЗ, решение не размещается на официальном сайте ЕИС;
– решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее 1 часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления контрагенту решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен контрагент;
– поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п.2 ч.12.1 ст.95 Закона №44-ФЗ считается надлежащим уведомлением контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в электронном виде формируется и направляется поставщику в ЕИС. Нужно зайти в карточку контракта, который расторгается, и на странице «Реестр документов об исполнении контракта» во вкладке «Переписка и уведомления» нажать на кнопку «Сформировать односторонний отказ». Сформировать решение также возможно на вкладке «Документы электронного актирования», выбрав в контекстном меню контракта пункт «Сформировать односторонний отказ».
Согласно ч.13 ст.95 Закона №44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Чтобы рассчитать дату вступления в силу решения об одностороннем отказе, нужно прибавить к дате, следующей за датой публикации решения, 10 календарных дней.
Например, заказчик разместил решение в ЕИС 3 октября 2022 года + 10 дней = решение вступило в силу и контракт расторгнут 14 октября 2022 года.
Если расчетная дата приходится на выходной или праздничный день, то, в силу ст.193 ГК РФ датой расторжения контракта будет являться первый рабочий день, следующий за расчетным днем.
Например, заказчик разместил решение в ЕИС 5 октября 2022 года + 10 дней = 16 октября 2022 года. Но так как 16 октября 2022 года является выходным днем, то датой расторжения считается 17 октября 2022 года (рабочий день, следующий за выходным днем).
Ошибка в расчете сроков вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ и наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей; на юридических лиц – 200 тысяч рублей.
Отмена решения заказчика об одностороннем отказе
В соответствии с ч.14 ст.95 Закона №44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта контрагент:
– устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком вышеуказанного решения,
– компенсировал заказчику затраты на проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с ч.10 ст.95 Закона №44-ФЗ.
Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Порядок отмены заказчиком решения для электронных процедур, закрытых электронных процедур установлен частью 14.1 ст.95 Закона №44-ФЗ. Заказчик, не позднее одного дня, следующего за днем отмены:
- формирует с использованием ЕИС извещение об отмене решения;
- подписывает его усиленной электронной подписью уполномоченного лица;
- размещает извещение в ЕИС. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 Закона №44-ФЗ, такое извещение не размещается на официальном сайте.
Формирование извещения об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта проводится в ЕИС на странице «Реестр документов об исполнении контракта” на вкладке «Переписка и уведомления». В списке сформированных документов требуемого контракта необходимо найти документ «Решение об одностороннем отказе», в контекстном меню – нажать на кнопку «Отменить». После этого отобразится страница формирования извещения об отмене решения.
Вступление решения об одностороннем отказе в силу
Если поставщик (подрядчик, исполнитель) в отведенный ему 10-дневный срок не исправил нарушения по контракту, контракт будет расторгнут и заказчик обязан:
- направить информацию о контрагенте в РНП (ч.16 ст.95, ч.2, ч.4 ст.104 Закона №44-ФЗ).
Обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направляется заказчиком не позднее 2-х рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в территориальное УФАС посредством ЕИС (страница «Реестр обращений в контрольный орган в сфере закупок»).
- направить информацию в реестр контрактов.
Информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения должна быть внесена заказчиком в реестр контрактов (п.11 ч.2, ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ) в течение 5 рабочих дней с даты расторжения контракта.
Если решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано в ЕИС, такое решение, а также содержащаяся в нем информация, подлежащая включению в реестр контрактов, не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем его подписания, направляется с использованием ЕИС для включения в реестр контрактов (ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ).
При размещении заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в реестре контрактов автоматически формируется проект информации о расторжении контракта, который в дальнейшем размещается заказчиком.
Заключение нового контракта после одностороннего расторжения
После расторжения контракта в одностороннем порядке заказчик вправе:
- осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, проведя запрос котировок независимо от НМЦК и годового объема закупок (подпункт «б» п. 2 ч.10 ст.24, ч.17 ст.95 Закона №44-ФЗ);
- заключить контракт с участником закупки, заявке которого присвоен следующий номер, при условии включения в РНП информации об участнике, с которым был расторгнут контракт (ч.17.1 ст.95 Закона №44-ФЗ). Требование о включении в РНП не устанавливается для контрактов на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан.
Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил свои обязательства, то при заключении нового контракта заказчику следует уменьшить количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена нового контракта уменьшается пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги (ч.18 ст.95 Закона №44-ФЗ).
Порядок заключения контракта со следующим участником регулируется ч.17.2 ст.95 Закона №44-ФЗ. Новый контракт заключается в той же форме и в том же порядке, что и расторгнутый контракт. В случае электронных процедур, закрытых электронных процедур, заключение контракта проводится на электронной площадке (специализированной электронной площадке).
Необходимым условием заключения контракта со «вторым» и последующими участниками является их согласие. Участник, который не согласен заключать контракт, вправе разместить на площадке отказ от заключения контракта. Негативные последствия для него при этом не наступают. Если участник отказался от заключения контракта, заказчик вправе возобновить процедуру со следующим участником, не отозвавшим свою заявку, неограниченное количество раз.
Читать первоисточник: Гражданский контроль государственных закупок (30.10.2022)