Работая в закупках одиннадцатый год, довольно сложно удивляться происходящим явлениям (регламентированные закупки давно стали "вещью в себе"). Конечно, коллеги-эксперты периодически интересуются мнением регулятора по различным неоднозначным вопросам, что иногда порождает довольно неожиданные последствия. Но редакция портала обычно предпочитает двигаться по иному пути, предлагая читателям креативные решения возникающих проблем.
С одним из таких вопросов довелось столкнуться накануне, в процессе подготовки ежемесячной отчетности. Напомним, что в соответствии с п. 45 Порядка размещения отчетности о заключенных договорах (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908) такая отчетность формируется автоматически путем обработки информации, включенной в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки.
Все это хорошо звучит в теории до тех пор, пока не придется сформировать ежемесячную отчетность для заказчика, попавшего под санкции и применяющего Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 г. № 301 "Об основаниях неразмещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры".
Дело в том, что при таком автоматическом формировании отчетности ЕИС попросту игнорируются сведения, включенные заказчиком в реестр договоров, и ЕИС предлагает разместить пустой отчет
Разумеется, заказчик весь отчетный период добросовестно размещал в реестре договоров информацию о заключенных договорах и рассчитывал на корректное формирование ежемесячной отчетности.
Пояснение: информация об этих договорах присутствует в закрытой части ЕИС, но в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 г. № 301 не размещается на официальном сайте ЕИС. Тем не менее, технически информация об отмеченных 10 заключенных договорах не попадает в ежемесячную отчетность.
Соответственно, заказчик, попавший под санкции, встает перед интересным выбором: публиковать ли ему полупустую отчетность с указанием одних лишь закупок до 100 (500) тыс. руб. или включать информацию о непопавших в отчетность договорах в дополнительные разделы ежемесячной отчетности, предусмотренные подп. "а" п. 45 (1) Порядка размещения отчетности о заключенных договорах (утв. ПП РФ от 10.09.2012 № 908):
Наверняка, многие заказчики просто включат информацию о таких договорах в один из трех разделов отчетности, указанных выше (именно так и поступает на практике большинство крупнейших заказчиков). Но будет ли это верно?
Строго говоря, нет, поскольку сведения о закупках, в том числе проводимых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 г. № 301, подлежат размещению в ЕИС (исключение - закупки по п. 1-3 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, которые все же придется внести в отчетность вручную одной строкой). И если заказчик добавит в отчетность договоры, не выгруженные автоматически из реестра договоров, то тем самым разместит в ЕИС недостоверные сведения (ведь эти договоры подлежат размещению в ЕИС, хотя и не подлежат размещению на официальном сайте ЕИС). Но и неуказание таких договоров в отчетности также может быть воспринято контролирующими органами как размещение в ЕИС недостоверных сведений. А размещение в ЕИС недостоверных сведений в некоторых случаях влечет для заказчиков негативные правовые последствия.
Кстати, это не единственный пример, когда ЕИС создает ситуацию, ведущую к размещению заказчиками недостоверной информации в ежемесячной отчетности.
Конечно, попавшие под санкции заказчики могут обратить внимание автора на то, что Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 г. № 301 допускает неразмещение на официальном сайте ЕИС сведений о закупке, тем самым правомерно было бы размещение и нулевой отчетности. С этим можно было бы согласиться, если бы в закрытой части ЕИС отчет формировался и размещался бы корректно (все же ЕИС и официальный сайт ЕИС - это разные понятия), но и в закрытой части ЕИС формируется такая же некорректная отчетность. К тому же размещение всеми попавшими под санкции заказчиками полупустых отчетов существенно исказит и общие данные по договорам в ЕИС, используемые в том числе регулятором для проведения мониторинга закупок по 223-ФЗ.
Подводя итог этой весьма запутанной истории, важно понимать, что любой из выбранных заказчиком вариантов размещения отчетности вполне может быть обоснован с точки зрения отсутствия в действиях заказчика нарушений Закона № 223-ФЗ. О том как это сделать, рассказано в соответствующей публикации на портале.
Автор: