В соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что при участии в закупке поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и/или соответствии поставляемого товара требованиям извещения о закупке, что позволило ему стать победителем конкурентной процедуры.
При этом в силу ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан направить в ФАС России обращение о включении в РНП информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом. В ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ также указано, что в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно подп. «б» п. 4 Порядка направления обращения о включении в РНП информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в таком обращении указывается код, установленный для случая направления обращения, который может принимать следующие значения:
1 — уклонение участника закупки от заключения контракта;
2 — расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
3 — расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
4 — расторжение контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Как указывала ФАС России в письме от 16.03.2017 № ИА/16790/17, расторжение контракта по п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в связи с выявлением факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о себе не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта.
В связи с изложенным контрольные органы отказывают во включении в РНП сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в рассматриваемом случае.
Пример
При формировании обращения в контрольный орган заказчиком указан код «3 — расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта». При этом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято в связи с представлением исполнителем контракта недостоверной информации о себе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Таким образом, у заказчика отсутствовали основания для направления обращения о включении в РНП информации об исполнителе контракта. Как следствие, оснований для включения в РНП информации об указанном юридическом лице не имеется.
Вместе с тем иногда встречаются случаи, когда после одностороннего отказа со ссылкой на ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ суды считают справедливым включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП.
Пример
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком в связи с установлением недостоверности сведений о наличии опыта выполнения работ, представленных в составе заявки на участие в закупке. Сообщение недостоверных сведений для участия в конкурсе является существенным нарушением. Выполнение работ, указанных в договоре, представленном при подаче заявки, не доказано. В связи с этим включение информации о подрядной организации в РНП правомерно.
По нашему мнению, безопаснее для заказчика будет все же направить обращение о включении сведений об исполнителе контракта в РНП. Скорее всего, контрольный орган эти сведения в РНП не включит, однако заказчику это ничем не грозит. Вместе с тем в дальнейшем у контрольных органов не будет оснований обвинить заказчика в ненаправлении сведений в РНП (поскольку обязательства по контракту фактически остались неисполненными).
Автор статьи: