• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 17 июня 2024
    Как исполнить требования постановления Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224 при закупке гидроизоляционной мастики (КТРУ 23.99.12.120-00000006)?

    Постановлением Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224 (далее — ПП РФ № 1224) утверждены особенности описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования. В частности, с 1 января 2023 г. при закупке ряда товаров, перечисленных в ПП РФ № 1224, указывается доля вторичного сырья, использованного при производстве таких товаров.

    Как разъяснило Минприроды России в письме от 16.09.2022 № 25-29/36428, подтверждением наличия вторичных ресурсов в закупаемой продукции (в т. ч. при приемке товара) могут служить:

    • письма от производителя продукции/товара с указанием массовой доли вторичного сырья;
    • выписки из технологической/производственной документации производителя товара/продукции;
    • документация на входной поток вторичного сырья производителя товара/продукции по кодам классификатора ОКПД2.

    Вместе с этим само ПП РФ № 1224 не содержит требований к порядку подтверждения участником закупки доли вторичного сырья, использованного при производстве товара, ни в заявке, ни при поставке/приемке. В частности, на это обратил внимание и регулятор контрактной системы в своих разъяснениях.

    Извлечение

    ПП РФ № 1224 устанавливает обязанность заказчика при описании закупаемого товара указывать необходимую долю вторичного сырья, использованного при его производстве. При этом, учитывая, что требования к размеру доли не предусмотрены, заказчик самостоятельно устанавливает такую долю при описании объекта закупки в извещении о закупке.

    Также необходимо отметить, что ПП РФ № 1224 не обязывает участников закупки представлять в составе заявки информацию о доле вторичного сырья, использованного при производстве предлагаемого к поставке товара. Учитывая, что Закон № 44-ФЗ не допускает требовать от участника закупки представления информации и документов, не предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, заказчики не вправе требовать указания в заявке участника закупки доли вторичного сырья, а также представления каких-либо подтверждающих документов.

    Соблюдение установленных заказчиком при описании объекта закупки требований может быть проверено при приемке поставленного товара в порядке, предусмотренном контрактом.

    Размер доли вторичного сырья, использованного при производстве товаров, перечисленных в ПП РФ № 1224, в указанном постановлении также не определен, в связи с чем заказчик должен определить его самостоятельно. По нашему мнению, целесообразно указывать размер доли вторичного сырья с формулировкой «не менее». Причем указывать только в «полном» описании объекта закупки, т. к. рассматриваемый параметр не относится к характеристикам, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, а потому в структурированном виде данный параметр в извещение о закупке включать не нужно (это автоматически означало бы обязанность участника закупки дать свое предложение по нему, для чего нет необходимых правовых оснований).

    Такой подход разделяет и правоприменительная практика.

    Пример правовой оценки

    Заказчиком в описании объекта закупки установлено требование, в силу которого доля вторичного сырья должна быть не менее 1 %. Наличие же в описании объекта закупки положения, согласно которому в подтверждение наличия вторичного сырья в закупаемой продукции участниками закупки в составе заявки могут быть предоставлены:

    • письма от производителя продукции/товара с указанием массовой доли вторичного сырья;
    • выписки из технологической/производственной документации производителя товара/продукции;
    • документация на входной поток вторичного сырья производителя товара/продукции по кодам классификатора ОКПД2, —

    носит рекомендательный характер и не является обязательным. В связи с изложенным комиссия УФАС не усматривает в действиях заказчика признаков нарушения норм Закона № 44-ФЗ в части требований, установленных заказчиком к содержанию заявки на участие в аукционе.

    Что интересно, несмотря на возражения со стороны Минприроды России, контрольные органы не видят проблемы в том, чтобы заказчики устанавливали размер доли вторичного сырья, равный 0 %. Особенно если заказчик докажет, что установление ненулевых значений приведет к ограничению конкуренции.

    Пример

    Предмет закупки — поставка кровельного изоляционного материала кровельного изоляционного материала. На момент осуществления закупки в России было два завода — производителя битумно-рулонной кровли из вторичного материала: «ВИРКАМ» и «ТЭКТУМ». Представитель последнего обжаловал признание всех заявок соответствующими извещению о закупке: по его мнению, требованиям ПП РФ № 1224 соответствовала только его заявка.

    Правовая оценка УФАС: от завода «ВИРКАМ» получена информация, что он не подавал заявку на участие в данной процедуре и не направлял коммерческие предложения для иных организаций, ввиду чего другие участники закупок, помимо заявителя, не имели возможности поставить закупаемый товар с учетом положений ПП РФ № 1224 и письма Минприроды от 16.09.2022 № 25-29/36428.

    В названном письме указано, что установление заказчиком доли вторичного сырья, которая равна 0 %, является нецелесообразным и бессмысленным, в т. ч. по причине необходимости постепенного переформатирования рынка на производство продукции, имеющей в своем содержании вторичное сырье. Одновременно с тем указанное письмо не является нормативным правовым актом и носит исключительно информационный характер. Заявки участников закупки заполнены в полном соответствии с положениями ст. 43 Закона № 44-ФЗ и извещения о закупке, оснований для их отклонения не имелось.

    Автор статьи: 

    Елена Чернюк