Еще в 2019 г. в целях совершенствования системы закупок появилась идея универсальной стоимостной предквалификации как дополнительного требования к участникам конкурентных процедур.
Предварительная квалификация — это подтвержденный опыт исполнения контрактов/договоров, который должен позволить заказчику выбрать поставщика из более надежных участников.
До вступления в силу оптимизационного пакета дополнительные требования устанавливались по специальным видам товаров, работ, услуг. С января 2022 г. появилось дополнительное требование, предъявляемое к участникам закупок в зависимости только от НМЦК.
Устанавливается данное требование при начальной цене 20 млн руб. и более, за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством РФ установлены специальные дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Вышеуказанное требование часто называют «универсальной предквалификацией», хотя в законодательстве такой термин не используется. Установлено это требование ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ и содержит простые указания к подтверждению квалификации: об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта, заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ, или договора, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ, при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении такого контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту, договору должна составлять не менее 20 % НМЦК.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок, содержится в п. 4 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» и включает всего три пункта:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом № 44-ФЗ реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте ЕИС);
б) выписка из предусмотренного Законом № 44-ФЗ реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом № 44-ФЗ, или договор, заключенный в соответствии с Законом № 223-ФЗ, а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
В редакции постановления Правительства РФ от 31.10.2022 № 1946 появилось важное уточнение, что соответствие требованию подтверждается «хотя бы одним» из указанных подпунктов. Но неоднозначных моментов осталось все еще достаточно много.
Стремясь облегчить жизнь поставщикам, мы постарались найти универсальное решение по предквалификации по ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Оптимальный вариант — один контракт по Закону № 44-ФЗ, размещенный в открытом реестре контрактов, со статусом «Исполнение завершено», который заключен именно этим участником и не позднее чем за три года до подачи заявки, не имеет дополнительных соглашений, все исполнение осуществлялось через ЕИС в форме электронных документов о приемке, а неустоек (штрафов, пеней) по нему нет. Умножаем его стоимость на пять, и если она равна или больше цены желаемой закупки, то универсальное решение найдено!
Если это ваш случай, то остается только подать заявление на аккредитацию на нужной электронной площадке заранее (более чем за 5 рабочих дней до подачи заявки), и читать далее не имеет смысла.
Для всех остальных мы рассмотрим варианты трактовки правил универсальной предквалификации, реальные и возможные основания отклонения заявки.
Важно отметить, что часто к универсальной предквалификации обращаются поставщики, ранее не проходившие специальную предквалификацию, т. к. занимаются сферой деятельности, отдельно не регулируемой особым доступом к закупкам. А также с этим впервые сталкиваются предприниматели, расширяющие деятельность и только выходящие на уровень более крупных контрактов.
Предположим, что не очень опытный участник, ранее не знакомый с процедурой предквалификации, принимает решение о необходимости участия в закупке с суммой 20 млн руб. или более. Рассмотрим вопросы, которые возникнут у него в первую очередь.
В каких случаях и где нужно проходить данную аккредитацию? Участнику нужно пройти аккредитацию на каждой электронной площадке отдельно. Данная аккредитация будет действительна, пока по сумме представленного контракта или по срокам он продолжает соответствовать.
Кто-то из участников проходит аккредитацию под конкретную закупку только на одной площадке, более предусмотрительные — «про запас» на всех сразу. В последнем случае поставщик умножает стоимость контракта на пять и получает максимальную сумму закупки, в которой он может принять участие.
Сколько контрактов (договоров) можно выбрать? В Законе № 44-ФЗ однозначно указано, что это должен быть один контракт или договор. Очевидны случаи отклонения заявок при представлении нескольких контрактов. Например, участником закупки в качестве опыта представлено пять реестровых номеров исполненных контрактов (с приложением документов), цена каждого из которых составляет менее 20 % от НМЦК. Конечно, возникает вопрос, как электронная площадка аккредитовала данного поставщика не с одним контрактом и допустила его к подаче заявок.
Можно ли представить несколько контрактов, заключенных по результатам проведения совместного конкурса или аукциона, а также все акты приемки, составленные при исполнении таких контрактов и подтверждающие исполнение контрактов в полном объеме? Минфин разъяснил, что нельзя и что совокупность таких контрактов может являться подтверждением соответствия участника закупки только дополнительным требованиям, установленным заказчиком по специальной предквалификации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ[3].
Не менее 20 % НМЦК. Как быть в случае подачи заявки на совместные закупки и закупки в соответствии с положениями ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ (закупки «без объема»)? В законе прямо сказано про применение данной нормы к общей цене совместной закупки. В отношении закупок «без объема» Минфин России разъяснил, что дополнительные требования, предусмотренные ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, применяются к максимальному значению цены контракта[4]. Данная норма рассматривается по аналогии с расчетом размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, который применяется к максимальному значению цены контракта.
Какой контракт (договор) выбрать? В любом случае, приступая к подаче заявки на аккредитацию, поставщик в первую очередь выбирает самый крупный контракт (договор), но это не всегда наиболее эффективный путь. При отказе в аккредитации поставщик может подать новую заявку с другим контрактом, но время на аккредитацию продлевается и можно не успеть, если нужная закупка уже объявлена. Также встречаются случаи отклонения заказчиками заявок аккредитованных участников. Что же стоит учесть при выборе лучшего контракта?
Контракт по Закону № 44-ФЗ или договор по Закону № 223-ФЗ? Закон № 44-ФЗ и ПП РФ № 2571 предоставляют равные возможности использования контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, и договора, заключенного по Закону № 223-ФЗ. Коммерческие договоры использовать нельзя.
Выбор контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, имеет свои плюсы. Можно разместить только номер реестровой записи в реестре контрактов, не прилагая дополнительных документов. С одной стороны, всем известно правило, что чем меньше дополнительных документов представляет участник, тем лучше. Но работает данная схема только при условии, что заказчик разместил всю информацию и документы в реестре контрактов.
В сентябре 2023 г. Минфин разъяснил, что в целях подтверждения соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, участником закупки могут быть в т. ч. представлены контракты, заключенные в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 15 Закона № 46-ФЗ. Эти пункты относятся к неконкурентным закупкам на основании решения Правительства РФ или региональных властей. Напомним, что такие контракты включаются в реестр, но данная информация не размещается на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и если заказчики не смогут увидеть ее в открытом доступе, то подтверждать соответствие нужно документами, перечень которых в разъяснениях Минфина не обозначен. Не совсем понятно, каким образом предоставить сведения об исполнении в связи с применением электронного актирования по данным контрактам и с недоступностью этой информации в открытом доступе.
Не все документы размещены заказчиком в реестре контрактов. Даже если контракт доступен в официальном сайте ЕИС, в реестре контрактов имеет статус «Исполнение завершено» и есть сведения о том, что он оплачен без штрафных санкций, но в реестре контрактов нет всех актов приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, то заявка может быть отклонена.
По контрактам, исполнение которых велось на бумажном носителе, встречаются следующие проблемы: не все акты размещены в реестре контрактов, вместо актов размещены товарные накладные, ошибочно размещены акты по другим контрактам или даже контрагентам.
Проверка и сопоставление всех сведений может занять у сотрудников поставщика значительное время, а допущенные ошибки обернутся серьезными потерями. По этой же причине, при прочих равных, проще выбрать контракт с единовременной поставкой, чем с многочисленными исполнениями.
Важно отметить, что при отсутствии некоторых документов в реестре контрактов у участника закупок есть возможность приложить вместе с реестровой записью сканы документов, которые он считает необходимыми.
По опыту многих поставщиков, ранее площадки аккредитовывали участников по реестровой записи без подробного анализа документов об исполнении. В настоящее время специалистами ЭТП проводится более тщательное рассмотрение информации.
Со временем проблема наличия всех документов будет сходить на нет в связи с применением электронного актирования. На данный момент лучше выбрать контракт с электронными документами об исполнении в ЕИС, чем проверять все документы об исполнении в реестре контрактов.
Статус контракта «Исполнение». В разных интерпретациях в вышеуказанных требованиях Закона № 44-ФЗ и ПП № 2571 звучит слово «исполнение». В традиционном понимании это означает, что контракт (договор) должен быть полностью исполнен. Контракт или договор, который находится на реальном исполнении, т. е. часть обязательств поставщиком еще не выполнена, не должен быть принят.
Но если обязательства со стороны поставщика исполнены, а информация об этом отсутствует в реестре и контракт носит статус «Исполнение»? Здесь мнения УФАС различных регионов разделились.
Например, на сторону поставщика встала комиссия Санкт-Петербургского УФАС.
Пример аргументации
Отсутствие в ЕИС в реестре договоров на момент проведения предквалификационного отбора информации об исполнении договора, представленного в качестве подтверждения опыта, не позволяет сделать однозначный вывод о его неисполнении. Обязанность по ведению реестра возложена на заказчика, соответственно, размещение такого рода информации основано на добросовестном поведении последнего. Однако возможность прохождения участником закупки предквалификационного отбора не может быть поставлена в зависимость от надлежащего и оперативного исполнения соответствующей обязанности иным лицом (заказчиком по иной закупке), подобное противоречит общим принципам права. Статус «Исполнение завершено» присваивается в реестре только после полной оплаты товаров, работ и услуг по заключенному договору, следовательно, наличие в реестре договоров статуса «Исполнение» по какой-либо сделке однозначно не свидетельствует о том, что данная сделка не исполнена именно со стороны поставщика (исполнителя). Соответственно, информация, отраженная в реестре договоров, не может являться безусловным основанием для вывода об исполнении либо неисполнении поставщиком (исполнителем) своих обязательств по договору, сведения о котором включены в соответствующий реестр, без анализа содержания самих документов, оформленных при исполнении сделки. В данном случае документы, подтверждающие такое исполнение, были представлены.
Иную позицию занял Минфин России, разъяснив, что «государственный или муниципальный контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме. Таким образом, полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по договору (контракту) включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов)».
Решение Приморского УФАС России от 15.04.2022 № 025/06/49-335/2022 подтверждает точку зрения, что контракт должен быть полностью исполнен либо расторгнут — иначе обязательства по нему не прекращены.
Достаточно лояльная позиция рекомендована ФАС России для учета территориальными органами в недавнем письме от 11.01.2024.
ФАС России обращает внимание, что обязанность по размещению информации и документов об исполнении контракта/договора, представляемого участником закупки в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным ПП РФ № 2571, в реестре контрактов или реестре договоров в соответствии со ст. 103 Закона № 44-ФЗ и ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ возлагается на заказчика, с которым заключен такой контракт/договор. При этом у поставщика (подрядчика, исполнителя) отсутствуют полномочия по размещению документов и информации в реестре контрактов (реестре договоров) и по внесению изменений в отношении статуса исполнения контракта (договора) в ЕИС, а также полномочия по размещению документов и информации в реестре контрактов (реестре договоров).
Таким образом, по мнению ФАС России, наличие в реестре контрактов (реестре договоров) информации о контракте (договоре) со статусом «Исполнение», а также неразмещение в реестре контрактов (реестре договоров) необходимых документов не свидетельствуют об отсутствии у участника закупки требуемого опыта выполнения работ (поставки товара, оказания услуг) в случае наличия в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке, полного перечня документов, предусмотренных ПП РФ № 2571.
Статус контракта «Исполнение прекращено». Все чаще у поставщиков возникает еще один резонный вопрос: может ли участник выбрать контракт со статусом «Исполнение прекращено»? Такой статус имеют и добросовестно исполненные контракты, расторгнутые по соглашению сторон без взаимных претензий, например в случае отсутствия потребности у заказчика или расторжения в связи с остатком суммы по завершенным контрактам «без объема».
Потенциально могут возникнуть варианты отклонения заявки в связи с трактовкой заказчиком статуса «Исполнение прекращено» как неисполненного контракта. При необходимости выбора участником именно такого контракта, договора для аккредитации следует убедиться, что расторжение проведено по соглашению сторон и без претензий, а также в наличии соглашения о расторжении и подтверждения на всю сумму исполненных обязательств. Доказать данную позицию помогут материалы по делу № А54-9347/2020 о признании незаконным решения антимонопольного органа по отклонению заявки с контрактом в статусе «Исполнение прекращено». При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу, что расторжение муниципального контракта по соглашению сторон обусловлено его исполнением и нецелесообразностью продолжения работ на сумму прекращенного обязательства, что свидетельствует об исполнении контракта. Следовательно, у аукционной комиссии и антимонопольного органа не было оснований полагать, что расторжение контракта явилось следствием недобросовестного поведения общества. Данная позиция была поддержана Верховным Судом РФ.
При этом участнику нужно понимать потенциальный риск выбора контракта со статусом «Исполнение прекращено», т. к. в форме сведений о контракте в реестре в экранной форме в графе «Исполнение завершено» будет указано «Нет». При формальном подходе со стороны комиссии заказчика это может привести к негативным последствиям для участника.
Статус контракта «Исполнение завершено». Рассмотрим также вариант, когда статус в реестре контрактов «Исполнение завершено», а по факту поставлена только часть товара в связи с отсутствием заявок от заказчика. Дополнительное соглашение о расторжении контракта не оформлялось сторонами, но претензии друг к другу у сторон отсутствовали. Комиссия заказчика заявку отклонила, данную позицию поддержала ФАС России. Однако суд встал на сторону участника[13] на основании того, что срок исполнения контракта истек и сторонами был подписан акт сверки взаимных расчетов. Кроме того, материалы дела не подтверждали, что заказчик направлял разнарядки, которые были бы поставщиком не исполнены.
В любом случае, сумма предквалификации должна быть равна сумме реально исполненных обязательств.
Как определить срок, от которого отсчитывается три года до даты подачи заявки? Абсолютно безопасным является вариант отсчета от даты заключения контракта. Но такая позиция не всегда будет эффективной, особенно при необходимости подтверждения опыта на значительную сумму, т. к. чаще всего крупные контракты имеют достаточно длительный срок исполнения.
Минфин разъяснил, что документом, подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, является «один контракт или договор, исполненный сторонами в полном объеме в любой срок в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке, независимо от срока его заключения».
Несмотря на то что, как ранее мы обсуждали, исполнение сторонами контракта завершается оплатой заказчиком, эксперты чаще связывают эту дату с моментом, когда последний документ о приемке должен быть подписан. На практике участники закупок предпочитают отсчитывать данный срок от даты последнего акта; на некоторых электронных площадках даже предусмотрено специальное окно, где данная дата указывается.
Неустойка. Законом № 44-ФЗ дано логичное послабление в части возможности наличия штрафных санкций по контракту или договору, поскольку исполнение крупных контрактов зачастую невозможно в установленные сроки.
Но что означает «при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора»? В настоящее время в реестре контрактов указываются не только сведения о наличии штрафов и пеней, но и сведения об их уплате.
Помимо случая, когда поставщик не оплатил данные требования, существуют еще два варианта: 1) оплатил, но заказчик не разместил сведения в реестре контрактов, 2) списание на основании антикризисных мер.
По второму пункту Минфин дал замечательное разъяснение, согласно которому «списание заказчиком начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) предполагает отсутствие у поставщика (подрядчика, исполнителя) неуплаченной неустойки (штрафа, пени). Учитывая изложенное, контракт, по которому списаны начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю) суммы неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783, может учитываться в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки установленному дополнительному требованию».
При этом стоит обратить внимание на дату списания неустойки. Логично, если она списана до подачи заявления на аккредитацию, но обязательно должна быть списана на момент подачи заявки. ФАС России 31.05.2023 вынесла решение по делу № 28/06/105-149/2023 о признании отклонения заявки обоснованным в связи с тем, что неустойка была частично оплачена, а частично списана, однако списание неустойки было осуществлено после проведения аукциона.
А вот по вопросу, когда участник оплатил неустойку, но при этом заказчик не разместил данные сведения в реестре контрактов, практика складывается по-разному. Безусловно, участник при аккредитации может предоставить скан платежного поручения об оплате неустойки и такой вариант устроит некоторых заказчиков, но есть и иная точка зрения.
Рассмотрим ее на примере отклонения заявки участника, который оплатил неустойку в декабре 2021 г. и представил данное платежное поручение при аккредитации, но информацию об уплате в реестр контрактов заказчик внес только после отклонения заявки участника по аукциону в апреле 2023 г. (видимо, по запросу данного участника), что все же не помогло ему отстоять свою позицию на заседании ФАС России.
Решением Удмуртского УФАС от 21.04.2023 по делу № 018/06/106-322/2023 признано обоснованным отклонение заявки участника в связи с отсутствием в реестре контрактов информации об уплате неустойки.
Аргументация
В соответствии с подп. «е» п. 11 Правил ведения реестра контрактов[21] в реестр подлежит включению информация и документы об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в т. ч. требование заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) об уплате неустойки (штрафа, пени), направленное соответственно поставщику (подрядчику, исполнителю) или заказчику, решение суда о взыскании неустойки (штрафа, пени) (при наличии) в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, реквизиты такого требования, решения. Так, информация об оплате неустойки подлежит обязательному включению в реестр контрактов. Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202 «О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» ответственность за недостоверность информации и/или документов, включенных в реестр участников закупки, аккредитованных на электронной площадке, направленных оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки в соответствии с настоящими Правилами, за несоответствие указанных информации и/или документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании указанных информации и/или документов, несет участник закупки.
Таким образом, при подаче на аккредитацию поставщиком контракта по Закону № 44-ФЗ необходимо не только проверить сроки, статусы, но и наличие всех обязательных документов в реестре контрактов. В случае их отсутствия имеется возможность прикрепить при подаче заявки дополнительные сканы. Важно учитывать риски, описанные в последнем решении, и по возможности выбирать контракты с электронным исполнением либо заранее обратиться к заказчику с просьбой внести недостающую информацию по исполненному контракту в реестр.
Договор по Закону № 223-ФЗ. Ранее мы углубились в тему контрактов, заключенных по Закону № 44-ФЗ, но многие моменты относятся и к договорам, заключенным по Закону № 223-ФЗ, в т. ч. сроки и статусы договора. Очевидная разница в том, что сведения об исполнении контрактов находятся в открытом доступе, тогда как по договорам информации в открытом доступе очень мало или совсем нет, а электронное исполнение в ЕИС не предусмотрено.
Именно поэтому при подаче заявки на аккредитацию предполагается предоставление участником скана договора (а также всех дополнительных соглашений к нему, если они были заключены) и актов, подтверждающих исполнение. Участник может запутаться в нормах и предоставить реестровую запись из реестра договоров, заключенных по Закону № 223-ФЗ, и сканы документов об исполнении. Но этого недостаточно: даже если договор можно увидеть в реестре в открытом доступе, норма предполагает обязательное приложение скана самого договора и отклонение заявки по данному основанию возможно.
Также при возникновении сомнений комиссия заказчика имеет возможность направить запрос, чтобы проверить подлинность договора. Иногда заявки отклоняют в связи с тем, что такой договор не заключался. На основании таких недобросовестных действий появляются предложения о внесении изменений в Закон № 44-ФЗ в части включения участников закупок в РНП в случае выявления фальсификации данных.
В любом случае участнику необходимо тщательно проверять пакет документов, т. к. оформлены они должны быть в соответствии с требованиями законодательства. Например, заявка на участие была отклонена из-за отсутствия надлежащим образом подписанного со стороны заказчика УПД.
А если контракт заключен не по Закону № 44-ФЗ или 223-ФЗ? По универсальной предквалификации невозможно подтверждение опыта гражданско-правовым договором, но каким-то образом участники иногда проходят такую аккредитацию. Интересен случай, когда единственная заявка участника была допущена комиссией и лишь на этапе согласования заключения контракта с ФАС России было установлено, что представленный при аккредитации договор не является основанием для допуска участника.
Аккредитация на площадке — гарантия допуска? Без аккредитации на электронной площадке, где размещена интересующая участника закупка, подать заявку невозможно. При этом все необходимые документы должны быть приложены в составе аккредитации, а не в составе заявки.
Но является ли аккредитация гарантией допуска по итогам рассмотрения заявки комиссией заказчика? Многие поставщики считают, что прохождение аккредитации на площадке уже гарантирует, что отклонения заказчиком по этому пункту не будет. Однако из описанных выше случаев мы понимаем, что это не так.
Осложняется все тем, что аккредитацию участник проходит обычно задолго до первого отклонения.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 105 Закона № 44-ФЗ жалоба на действия (бездействие) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, совершенные при аккредитации участника, может быть подана не позднее пяти дней со дня совершения обжалуемых действий (бездействия).
Таким образом, подать жалобу на необоснованный отказ в аккредитации участник может, а вот на необоснованную аккредитацию уже, скорее всего, нет.
Постановление Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202 «О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» регулирует обязанности оператора в части рассмотрения информации и документов участника при аккредитации. Однако глубина данной проверки часто зависит от внутренних инструкций и различается у всех электронных площадок.
Один участник провел эксперимент осенью 2023 г.: в субботу подал заявку на аккредитацию с одним и тем же контрактом на все площадки, в понедельник он был аккредитован на электронной площадке «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан», в среду на РОСЭЛТОРГ, в четверг на ТЭК-Торг и ГПБ и только в пятницу на «Сбербанк АСТ», «Фабрикант», «РТС-тендер» и РАД. Таким образом, скорость аккредитации на одной площадке может сильно отличаться от другой, у одних можно получить аккредитацию почти сразу после обращения, другие выдерживают все пять положенных по закону рабочих дней. Это связано в т. ч. с предложением платных услуг по ускоренной аккредитации.
Платная быстрая аккредитация. Некоторые операторы электронных торговых площадок предоставляют данную услугу. Ценовая политика различная. Это может быть как экспресс-проверка документов в течение одного часа по единому тарифу в 22 900 руб. на ЭТП ГПБ, так и ускоренная аккредитация и отдельные опции по проверке документов, как на «Сбербанк-АСТ», где стоимость услуги варьируется по основному тарифу от 9900 до 24 500 руб., с возможностью включения дополнительных опций, в т. ч. экстренного рассмотрения документов за 15 минут стоимостью 29 900 руб.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что при всей простоте процедуры универсальной предквалификации поставщику необходимо обращать внимание на многие детали и следить за актуальной практикой. Помнить, что отклонение заявки может привести не только к потере крупного контракта, но и при неудачном стечении обстоятельств (третьем отклонении в квартал на одной площадке) к потере значительной суммы обеспечения заявки.
Поэтому неслучайно в перечне услуг, предлагаемых одной из электронных площадок, есть отдельная позиция «проверка актуальности информации и документов с учетом практики ФАС России и судов».
Автор статьи: