Письмо Минфина России от 13.03.2025 № 24-03-09/24756
Минфин России разъяснил правила указания страны происхождения товара в заявках на участие в закупках по Закону № 44-ФЗ. Основные тезисы документа:
1.Указывать можно только одну страну происхождения
-
В заявке необходимо однозначно указать страну происхождения товара согласно классификатору стран мира.
-
Указание нескольких стран не предусмотрено Законом № 44-ФЗ.
2.Юридическое обоснование запрета на множественный выбор
-
Согласно ГК РФ и Закону № 44-ФЗ, страна происхождения товара является существенным условием контракта.
-
Если заявка содержит несколько стран, это создает неопределенность, а контракт может быть признан незаключенным.
3.Конкретность и определенность в закупках
-
Участник закупки должен предлагать конкретный товар с определенными характеристиками.
-
Нельзя указывать варианты (например, цвет “белый или черный”, длина “4,69 м или 5,63 м”).
-
Этот принцип распространяется и на указание страны происхождения.
4.Национальный режим и защитные меры
-
Страна происхождения товара играет ключевую роль при применении национального режима в закупках.
-
Возможность выбора между разными странами происхождения может сделать защитные меры неэффективными.
5.Наличие товара на момент подачи заявки не требуется
-
Указание страны происхождения не означает, что товар уже должен быть у участника закупки в наличии.
-
Однако участник обязан получить достоверную информацию о товаре, который он предлагает.
6.Что с медицинскими изделиями?
-
Постановление № 1416 (о регистрации медизделий) допускает указание нескольких мест производства.
-
Но это не влияет на требования Закона № 44-ФЗ – в заявке на закупку все равно должна быть указана только одна страна происхождения.
Вывод: при подаче заявки на закупку по 44-ФЗ необходимо указывать только одну страну происхождения товара. Несоблюдение этого требования может привести к признанию контракта незаключенным
Читать первоисточник: ГКГЗ (14.03.2025)