• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 02 апреля 2025
    Минфин разъяснил нюансы применения Постановления № 1875: подробности для заказчиков

    Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 ввело новые требования по национальному режиму при закупках. Спустя три месяца Минфин России в письме от 20 марта 2025 года разъяснил спорные и неоднозначные положения этого документа. Ниже – анализ ответов Минфина по ключевым вопросам.


    1. Цена 300 000 рублей: как правильно понять ограничение?

    Суть вопроса:
    Если НМЦК по контракту не превышает 1 млн рублей, а цена единицы товара – не более 300 тыс., запрет из ПП № 1875 не применяется. Однако встал вопрос:
    Что именно считается «ценой единицы» — каждая из цен, полученных от поставщиков, или итоговая средняя цена, включённая в расчет?

    Позиция Минфина:

    • Ограничение в 300 тыс. рублей относится к цене единицы товара, которую заказчик использует в расчёте НМЦК.

    • Те цены, которые заказчик получает от поставщиков, могут превышать 300 тыс., если итоговая цена единицы — в пределах.

    • Постановление № 1875 не регулирует расчет НМЦК — это делается по ст. 22 Закона № 44-ФЗ, с учётом подп. “в” п. 7 ПП № 1875.

    • Нет требований к значениям цен, полученным от поставщиков (для анализа рынка), лишь к результату расчета.

     Вывод: главное — итоговая цена единицы товара ≤ 300 000 руб.


    2. Когда можно запрашивать цены у непроизводителей? А что с проектно-сметным методом?

    Суть вопроса:
    Если информации в реестре контрактов ЕИС нет, можно ли:

    • Направлять запросы потенциальным поставщикам, не производителям?

    • Использовать проектно-сметный метод, особенно при закупке работ?

    Позиция Минфина:

    • Подп. “в” п. 7 ПП № 1875 регулирует только метод анализа рынка и связан с направлением запросов производителям через ГИСП.

    • Он не распространяется на другие методы, предусмотренные ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

    • Использование других методов — допустимо и не ограничено Постановлением № 1875.

    • Следовательно, можно направлять запросы:

      • непроизводителям (если это не подп. “в” п. 7);

      • применять проектно-сметный, нормативный и иные методы, предусмотренные законом.

     Вывод: вне рамок метода анализа рынка — у заказчика сохраняется свобода действий.


    3. Как правильно направлять запросы в ГИСП, если в закупке смешанный состав?

    Суть вопроса:
    Если в одном лоте содержатся:

    • Товары из Перечней № 1 и № 2 (с «защитными мерами»),

    • Иные товары и работы/услуги,
      как правильно сформировать запрос производителю из ГИСП?

    Позиция Минфина:

    • Нет требований к содержанию запроса. Заказчик сам формирует его, исходя из ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

    • Допустимо направить запрос только по конкретному товару, который производит адресат, а не по всему лоту.

    • Если закупаются работы с поставкой товара, можно:

      • Указать только товар, без описания работ;

      • Или — описать всё, включая условия выполнения работ — на усмотрение заказчика.

    • Информация из разных источников по частям закупки — может считаться допустимой, если она сопоставима по условиям, как требует ч. 3 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

    • Методические рекомендации Минэкономразвития (Приказ № 567) не обязательны.

    Вывод: полная свобода в содержании запроса; достаточно указывать только конкретный товар.


    4. Надо ли применять «защитные меры», если товар — результат работ, но не передаётся?

    Суть вопроса:
    Если по контракту товар:

    • не передаётся заказчику (например, утилизируется или остается на объекте),

    • не ставится на учет,
      применяются ли меры нацрежима?

    Позиция Минфина:

    • «Защитные меры» из ПП № 1875 применяются только к товарам, которые:

      • фактически передаются заказчику;

      • и принимаются на учет по бухучету.

    • Если товар не передается и не ставится на учет — меры не применяются.

     Вывод: нет передачи — нет применения ограничений.


    5. Медизделия-РЭП: применять Приказ № 450н или Постановление № 1875?

    Суть вопроса:
    Некоторые медизделия — это радиоэлектронная продукция (РЭП), включенная в реестр. Нужно ли определять НМЦК:

    • По Приказу Минздрава № 450н?

    • Или по подп. “в” п. 7 ПП № 1875?

    Позиция Минфина:

    • Если на товар распространяется изъятие из Приказа № 450н (например, по Постановлению № 878), значит, порядок Минздрава не применяется.

    • Соответственно, используется порядок из ПП № 1875.

    • Для уточнения ситуации Минфин советует обращаться в Минздрав и Минпромторг.

     Вывод: если товар исключён из действия 450н — ориентироваться на ПП № 1875.


    6. Как подтверждать использование характеристик российских товаров?

    Суть вопроса:
    Ч. 11 ст. 33 Закона № 44-ФЗ требует описывать товар с указанием характеристик российских аналогов.
    Но как это доказать, если:

    • Характеристики отсутствуют?

    • Производства в РФ нет?

    Позиция Минфина:

    • Закон и Постановление не содержат требований к источникам информации и способам подтверждения.

    • Минфин работает над нормативным механизмом, который позволит:

      • декларировать невозможность указания характеристик (если товара нет в РФ),

      • отразить это в ЕИС в извещении или приглашении.

    Вывод: пока — самостоятельно подтверждать или обосновывать; в будущем — будет механизм через ЕИС.


    7. Применяется ли ч. 11 ст. 33 при закупке у единственного поставщика?

    Суть вопроса:
    Если закупка проводится у единственного поставщика (не по ч. 12 ст. 93), нужно ли указывать характеристики российских товаров?

    Позиция Минфина:

    • При таких закупках описание объекта не составляется.

    • А значит, и ч. 11 ст. 33 не применяется.

    Вывод: при закупке у едпоставщика без описания — требование по характеристикам не действует

    Читать первоисточник: ГКГЗ (01.04.2025)