• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 11 июня 2025
    Две реестровые записи в заявке на поставляемый товар при применении ограничений по ПП 1875

    На  основании  каких  норм  закона  можно  отклонить  участника,  предоставившего  две реестровые записи на поставляемый товар при применении ограничений по ПП 1875?


    Ответ: Как показывает практика (см. примеры ниже) при указании в заявке нескольких реестровых номеров по одной позиции (без указания количества товара по каждому номеру), такая заявка признается иностранной (и при наличии хотя бы одной заявки с товаром из ЕАЭС и корректно указанными номерами реестровых записей подлежит отклонению на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона №44-ФЗ).

    Также, иногда признается правомерным отклонение заявки на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона №44-ФЗ. Однако на наш взгляд более корректно отклонят на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона №44-ФЗ.

    В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 4 статьи 14 Закона №44-ФЗ:

    4. При осуществлении закупки товара:

    2) если Правительством Российской Федерации установлено предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 части 2 настоящей статьи ограничение закупок товара:

    а) все заявки на участие в закупке, содержащие предложения о поставке такого товара, происходящего из иностранного государства, подлежат отклонению в соответствии с настоящим Федеральным законом, если на участие в закупке подана и по результатам рассмотрения признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке такого товара российского происхождения;

    Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона №44-ФЗ:

    1. Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:

    5) информация и документы, определенные в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запрет, ограничение, преимущество). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

    Согласно пунктам 4 и 8 части 12 статьи 48 Закона №44-ФЗ:

    12. При рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: 

    4) предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей части), подпунктом "а" пункта 2 части 4, подпунктом "а" пункта 1 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей части), пунктом 2 части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона;

    8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;

    Следовательно, при применении ограничения, если имеется хотя бы одна соответствующая заявка с товаром из ЕАЭС, содержащая подтверждающие страну происхождения информацию и документы (в данном случае - номер реестровой записи), то заявки участников, такие информацию и документы не содержащие (или предложивших иностранный товар), подлежат отклонению на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона №44-ФЗ.

    Как показывает практика (см. примеры ниже) при указании в заявке нескольких реестровых номеров по одной позиции (без указания количества товара по каждому номеру), такая заявка признается иностранной (и при наличии хотя бы одной заявки с товаром из ЕАЭС и корректно указанными номерами реестровых записей подлежит отклонению на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона №44-ФЗ).

    Также, иногда признается правомерным отклонение заявки на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона №44-ФЗ. Однако на наш взгляд более корректно отклонят на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона №44-ФЗ.

     

    Решение Московского УФАС России от 17 марта 2025 года по делу № 077/06/106-3138/2025 (изв. № 0373200557925000067).

    «…Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.03.2025 №ИЭА1 заявка Заявителя (идентификационный номер 1639690) отклонена по следующему основанию: «Отклонить заявку на участие в закупке по п.4 ч.12 ст.48 №44-ФЗ «В соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст. 14 Закона № 44 ФЗ» (за исключением случаев непредоставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ) а именно, в составе заявки отсутствуют информация и документы, определенные в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запрет, ограничение, преимущество). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875 установлено ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению № 2 к настоящему Постановлению. Информация и документы, подтверждающие страну происхождения товара: А) В отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, предусмотренного статьей 17.1 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», содержащей в том числе информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (если в отношении такого товара постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. ^ 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции» за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов), которое составляет или превышает значение, определенное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. ^ 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции» для целей осуществления закупок; Б) В отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее евразийский реестр промышленных товаров), содержащей в том числе информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий) (если в отношении такого товара правом Евразийского экономического союза за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов), которое составляет или превышает значение, определенное правом Евразийского экономического союза».

    Вместе с тем согласно доводу жалобы, в составе заявки приложены документы, подтверждающие страну происхождения предлагаемых в составе заявки товаров, предусмотренные Постановлением №1875.

    Комиссией Управления установлено, что в составе заявки Заявителя к поставке предложены следующие товары, например:

    1 . «Кабель силовой гибкий общего назначения на напряжение до 1кВ, четырехжильный», при этом указаны реестровые номера: «10337702; 10537555; 10590638; 10536668; 10348510; 10507717».

    Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.

    На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не возражал по вышеуказанным доводам жалобы.

    Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в составе заявки представлены следующие реестровые номера:

    2 .Реестровый номер 10337702: Кабели гибкие на напряжение до 3 кВ пониженной пожарной опасности, с пониженным дымо- и газовыделением КГВВнг(А)-Ь8; ООО «КЗ «ЭКСПЕРТ-КАБЕЛЬ»;

    3 .Реестровый номер 10537555: Кабель гибкий на напряжение 660 и 1000 В, марки КГВВнг(А)-Ь8; ООО «КЗ «ЦВЕТЛИТ»;

    4 .Реестровый номер 10590638: Кабель гибкий с медными жилами, с изоляцией и оболочкой из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности, марки КГВВнг(А)-Ь8; ООО «ККЗ»;

    5 .Реестровый номер 10536668; Кабель силовой гибкий КГВВнг(А)-Б8; ООО «КОНКОРД»;

    6 .Реестровый номер 10348510; Кабель силовой гибкий КГВВнг(А)-Б8 на номинальное напряжение 0,66 и 1 кВ; АО «МАРПОСАДКАБЕЛЬ»

    7 .Реестровый номер 10507717; Кабель силовой с медными жилами с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката на напряжение 0,66 и 1 кВ марки КГВВнг(А)-Ь8; ООО «КАМСКИЙ КАБЕЛЬ».

    Представление в составе заявки нескольких реестровых номеров в рамках одной позиции препятствует возможности Заказчика однозначно идентифицировать, какое именно изделие предлагается к поставке.

    Кроме того, Комиссии Управления отмечает, что положения п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе указывают на необходимость представления в составе заявки документа, подтверждающего соответствие предлагаемого в заявке товара требованиям законодательства Российской Федерации. В то же самое время однозначно идентифицировать единственный товар, предполагаемый Заявителем к поставке, не представляется возможным Комиссия Управления отмечает, что участник закупки, представивший в составе заявки несколько реестровых записей на предлагаемые товары создает условия, при которых у участника закупки имеется возможность нивелировать обязанностью поставить каждое из изделий, на которое представлена реестровая запись, и поставить одно из изделий, по усмотрению участника закупки, что приведет к необоснованному преимуществу данного участника закупки перед другими участниками.

    В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

    Таким образом, в силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком, комиссией Заказчика своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

    Однако на заседании Комиссии Управления Заявитель не присутствовал, при этом не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении комиссией Заказчика требований законодательства о контрактной системе.

    На основании вышеизложенного, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания комиссии Заказчика нарушившей требования Закона о контрактной системе.

    Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что у комиссии Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя, и решение комиссии Заказчика об отклонении заявки на  участие в закупке по основанию, изложенному в протоколе подведения итогов, является правомерным».

    Решение Архангельского УФАС России от 15 апреля 2025 года (изв. № 0324100010425000048).

    «…Материалами дела установлено, что Заявителем в составе заявки с номером 1769315 в качестве подтверждения страны происхождения предлагаемого товара представлено 13 реестровых записей из реестра российской промышленной продукции по 6 позициями закупаемого товара, а именно: по позиции № 1 указаны реестровые номера: № 10603497, № 10603499; по позиции № 2 - № 10603490; по позиции № 3 - № 10141834, № 10141840, № 10224983, № 10385196; по позиции № 4 - № 10385242; по позиции № 5 - № 10619460, № 10619464; по позиции № 6 - № 10438923, № 10597466, № 10561335. По позиции №3 представлены реестровые номера различных производителей. По позициям №№1, 3, 5, 6 указание на количество товара, соотносящееся с каждой реестровой записью отсутствует.

    Таким образом однозначно идентифицировать 4 товара, предлагаемых участником, не представляется возможным.

    Следует отметить, что ни ФЗ «О контрактной системе», ни Постановление № 1875 не предусматривает предоставление на один товар нескольких реестровых записей из реестра российской промышленной продукции.

    Согласно части 1 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 указанного Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

    Таким образом, в случае, в контракт включается указанная в заявке информация о производителях товара, что в дальнейшем учитывается заказчиком, в том числе при осуществлении приемки такого товара.

    Исходя из этого, следует вывод, что Заказчик был введен в заблуждение в отношении поставляемого товара, а информация в заявке участника закупки в отношении поставляемого товара является противоречивой (не достоверной).

    Согласно подпункту «а» пункта 1 части 5 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе», не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе», и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей  извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе».

    В соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе» при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

    Таким образом, довод Заявителя является необоснованным».

     

    Ответ подготовил 10.06.2025:

    специалист в сфере закупок,

    член экспертного совета ЭИС "ПРОГОСЗАКАЗ.РФ"

    Никитина Ольга Евгеньевна

    ***

    И не забывайте, что к вашим услугам — сотни письменных консультаций экспертов по указанным темам, которые доступны в рубрике «Вопрос-ответ» в электронной системе ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. Воспользуйтесь поиском по ключевым словам, чтобы найти ответ на интересующий вас вопрос!