Артем Лобов: сегодня 44-ФЗ регулирует не только этап определения поставщика, но и исполнение обязательств по контракту
Участники V Международной научно-практической Конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование обсудили тенденции и перспективы дальнейшего развития системы госзакупок
Артём Лобов, начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России рассказал гостям об основных изменениях, которые произошли в законодательстве в сфере закупок, а также о будущих тенденциях.
Он отметил, что объём закупок в рамках исполнения госзаказа в прошлом году составил 9,47 трлн рублей, в то время как закупки госкомпаний - порядка 17 трлн рублей.
«С точки зрения распределения способов закупок для государственного заказа основным способом закупки является электронный аукцион. Правила работы с электронным аукционом уже устоялись, вместе с тем, есть определенная тенденция в переходе к более современным способам закупки. Что касается закупок госкомпаний, учитывая мягкое регулирование и отсутствие жесткой привязки к моделям закупочных процедур по аналогии с 44-ФЗ, у госзаказчиков сегодня есть возможность выбрать собственную процедуру», - сказал представитель антимонопольного ведомства.
Он также отметил, что два года назад был принят серьезный пакет поправок, регулирующий закупки госкомпаний. В частности, в качестве эксперимента был введён исчерпывающий перечень процедур для закупок госкомпаниями у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
«То есть, при закупках у субъектов МСП заказчики среди госкомпаний не могут придумать свою закупочную процедуру, а должны руководствоваться только теми, которые были определены в законе, - пояснил Артём Лобов. - Мы считаем, что это успешный эксперимент, и как одна из тенденций развития законодательства в сфере закупок госкомпаний, мы полагаем, что необходимо распространить эти положения на все закупочные процедуры, а не только на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства».
Спикер также обозначил основные черты, характерные для сегодняшней системы госзаказа. В частности, он подчеркнул, что «основные постулаты, на которых строится вся система - это регулирование всех этапов осуществления госзакупок. Основное отличие 44-ФЗ от предыдущего законодательства заключается в том, что он регулирует не только этап определения поставщика, но и исполнение обязательств по контракту. Если говорить о тенденции развития законодательства с точки зрения регулирования исполнения контракта, то сегодня все больше элементов исполнения госконтракта регулируются Законом о контрактной системе и бюджетным законодательством. Учитывая, что у нас в стране особое внимание уделяется не только отбору поставщика, но и качеству исполнения контракта, - это очевидная модель развития».
Начальник Управления контроля размещения госзаказа также рассказал о пакете поправок в 44-ФЗ, который был принят весной этого года для ускорения реализации Нацпроектов, направленный на ускорение закупочных процедур для госзаказчиков и их упрощение для всех участников системы госзакупок.
Сейчас ФАС России ведётся активная работа по подготовке второго пакета поправок в Закон о контрактной системе, который направлен на дальнейшее упрощение и сокращение сроков, а также на создание мотивации подрядчиков на добросовестное исполнение обязательств по контракту.
Так, новые предложения антимонопольного ведомства предусматривают сокращение способов закупки и установление предквалификации на все крупные закупки, т.е. на закупку сможет выйти только тот участник, что обладает успешным опытом исполнения аналогичных контрактов.
Второй пакет поправок предусматривает распространение «согласия», уже внедренного в сфере строительства, на другие направления закупок, внедрение в нормативное поле электронных магазинов, которые позволят заказчикам закупать товары за один день, введение рейтинга добросовестных поставщиков, который будет формироваться автоматические через данные ЕИС.
Кроме того, ведомство предлагает расширить функционал ЕИС с тем, чтобы в будущем все жалобы и вся претензионная переписка велась в единой информационной системе. Также ФАС намерена усовершенствовать процедуру одностороннего расторжения контрактов для достижения баланса прав и интересов сторон при исполнении контракта.
Читать первоисточник: ФАС (20.11.2019)