Планируется к закупке приобретение автомобильных весов. В комплекте помимо поставки самих весов предусмотрены к ним камеры видеонаблюдения и рабочее место оператора, включающее монитор, мышь, клавиатура и ПО. Можно ли это проторговать в одной закупке по "ОКПД 28.29.31.111 - Весы транспортные", или камеры видеонаблюдения и рабочее место оператора нужно выделять отдельно?
Ответ: Если мы правильно понимаем, к закупке необходимы автомобильные весы, камеры видеонаблюдения, монитор, мышь, клавиатура, ПО.
Все эти товары закупить под одним кодом "ОКПД 28.29.31.111 - Весы транспортные" считаем неправомерным.
В первую очередь, потому что ко всем перечисленным выше товарам возможно различное применение национального режима по Постановлению №1875. Что касается формирования лотов, то отметим следующее.
Заказчики формируют лоты исходя из собственных потребностей, но руководствуются принципами Закона № 44-ФЗ и Законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135 ФЗ) и не включают в состав одного лота товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны. Об этом сказано в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, а также в Законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.
По мнению ФАС России при размещении заказа Заказчик наделен правом самостоятельного выделения лотов, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона № 44-ФЗ в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективности использования бюджетных средств и развития добросовестной конкуренции, а также соблюдения требования ст. 17 Закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ), запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Укрупнение лота влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в аукционе, и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств.
В соответствии частью 3 статьи 17 Закона № 135-ФЗ запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений. Понятие функциональной и технологической взаимосвязи продукции, являющейся предметом торгов, законодательством не раскрывается.
В любом случае, объединив товары в одну закупку, заказчик должен доказать их функциональную и технологическую связь.
При этом, заказчику необходимо убедиться, что данного рода товары могут быть поставлены, не одним поставщиком. При включении широкого ассортимента товаров в один лот заказчик рискует ограничить конкуренцию.
В противном случае, это может быть расценено контролирующими органами, как ограничение конкуренции или «заточка» технического задания под конкретного поставщика.
Таким образом, формировать закупку следует исходя из потребностей заказчика с учетом необходимости обеспечения конкуренции.
При этом, заказчику стоит учитывать правила формирования лотов, установленные подпунктом «г» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875:
г) при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) соответственно, не могут быть включены в предмет одного контракта (одного лота), одного договора (одного лота):
- товары, указанные в позициях 143 и 144 приложения N 2 к настоящему постановлению, и товары, не указанные в таких позициях;
- товары, указанные в позициях 145, 149 и 150 приложения N 2 к настоящему постановлению, и товары, не указанные в таких позициях;
- товары, указанные в позициях 146 - 148, 151 - 153 и 162 приложения N 2 к настоящему постановлению, и товары, не указанные в таких позициях;
- товары, указанные в позиции 154 приложения N 2 к настоящему постановлению, и товары, не указанные в такой позиции;
- товары, указанные в позициях 155 - 160 приложения N 2 к настоящему постановлению, и товары, не указанные в таких позициях;
- товары, указанные в позиции 161 приложения N 2 к настоящему постановлению, и товары, не указанные в такой позиции;
- товары, указанные в позиции 163 приложения N 2 к настоящему постановлению, и товары, не указанные в такой позиции;
- товары, указанные в позициях 17, 139 - 141 приложения N 1 к настоящему постановлению, 179, 189, 320 (в части дефибрилляторов), 362 - 432 приложения N 2 к настоящему постановлению, и товары, не указанные в таких позициях;
- товары, указанные в позиции 237 приложения N 2 к настоящему постановлению, громкоговорители, усилители электрические звуковых частот, установки электрических усилителей звука, соответствующие кодам 26.40.42.110, 26.40.43.110, 26.40.43.120 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), из числа товаров, указанных в позиции 241 приложения N 2 к настоящему постановлению, с другими товарами;
- микрофоны и подставки для них, соответствующие коду 26.40.41.000 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), из числа товаров, указанных в позиции 241 приложения N 2 к настоящему постановлению, с другими товарами;
- указанные в позиции 433 приложения N 2 к настоящему постановлению лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р (за исключением лекарственных препаратов, включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2010 г. N 1141-р), и не включенные в такой перечень (если в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами допускается включение в предмет одного контракта (одного лота), одного договора (одного лота) лекарственных препаратов с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями);
- указанные в позиции 433 приложения N 2 к настоящему постановлению лекарственные препараты, включенные в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2010 г. N 1141-р, и не включенные в такой перечень (если в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами допускается включение в предмет одного контракта (одного лота), одного договора (одного лота) лекарственных препаратов с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями);
Ответ подготовил 07.10.2025:
специалист по закупкам,
член экспертного совета ЭИС "ПРОГОСЗАКАЗ.РФ",
Васильева Евгения Валентиновна
***
И не забывайте, что к вашим услугам — сотни письменных консультаций экспертов по указанным темам, которые доступны в рубрике «Вопрос-ответ» в электронной системе ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. Воспользуйтесь поиском по ключевым словам, чтобы найти ответ на интересующий вас вопрос!